В чем «Соль» Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков "Соль"

1 ноября 2014 года Борис Гребенщиков выпустил свой персональный (а не «Аквариума») альбом «Соль». Как сообщил автор, 10 песен альбома были написаны им в течение полутора лет в разных странах мира. Треки записывались в Лос-Анджелесе, Санкт-Петербурге и Лондоне.

По уверению БГ, «Соль» стал первых из 3-х его сольных альбомов (ранее были «Русский альбом и «Лилит»), над которым поработал настоящий продюсер. «Ну, а как же «Radio Silence», — спросим мы между делом? Но БГ о своем англоязычном эксперименте почему-то не упомянул…

Продюсера зовут Митчелл Фрум. Ранее он «ставил» звук для таких мастеров как Элвис Костелло, Пол МакКартни, Сюзан Вега, групп «Los Lobos» и «Crowded House». В записи альбома БГ «Соль» приняли участие легендарные музыканты. В песне «Любовь во время войны» на флейте играет лидер «Jethro Tull» Ян Андерсон. В песне «Губернатор» солирующая гитара – это гитара Ричарда Томпсона (19-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времён» по версии журнала Rolling Stone, 2003 г.). В песне «Ветка» на кларнете играет Мел Коллинз из монструозной группы «King Crimson», а в песне «Не было такой» соло скрипки принадлежит американскому мунльтиинструменталисту Эндрю Бёрду.

Также на альбоме отметились Пол Стейси (гитара и бас, участник групп «Oasis» и  «The Black Crowes»), его брат Джереми Стейси (ударные, «Noel Gallagher’s High Flying Birds») и давнишний соратник БГ, флейтист Брайан Финнеган. На самом деле, список музыкантов, сыгравших на альбоме, гораздо шире, мы упомянули только самых известных…

У альбома «Соль» Бориса Гребенщикова в России нашлось немало критиков. Основная их претензия, как выяснил ЯТЫОН, относится к «олдскульностьти» звука. Мол, БГ вообще не желает слышать, какая музыка звучит вокруг в 2014 году, и все гнет свою «стариковскую» линию.

По нашему же мнению, звук на альбоме не «олдскульный», а просто вневременной. Он чистый, почти наивный. Хочется сказать «критикам»: «Это, вообще-то, собрались БГ и неслабые музыканты мирового уровня и отлично сыграли песни».

Партии солистов явно не чистили или чистили бережно – оставили огрехи, не правили импровизационные моменты. В песнях, где солируют флейтисты, слышно их дыхание. Ричарду Томпсону позволили заноситься в какие угодно гитарные выси. Скрипка записана так, словно скрипач проникновенно играет вот прямо здесь, над вашим ухом.

При этом «Соль» нельзя назвать камерным альбомом – есть на нем не только фирменные фолковые и барочные красивости БГ, но и вполне себе роковые «боевики». Есть и немного психоделики – в качестве «приправы» она очень уместна и только подчеркивает общий вкус. По мнению ЯТЫОН, «Соль» в смысле звука – это явная удача БГ, продюсера Митчелла Фрума и всех музыкантов, принимавших участие в записи.

Отдельно заслуживает упоминания главный «солист» альбома – текст песен. Слушая и переслушивая «Соль», понимаешь: автор – умный, шестидесятилетний человек, который прекрасно видит и слышит все, что происходит вокруг, но откликается лишь на главное. Автор не питает иллюзий, но и не воспевает «Апокалипсис сегодня». Он не заперся в Башне из слоновой кости, но и не идет на площадь с плакатом. Текст БГ в некоторых песнях остросоциален, но в ровно той мере, в какой остросоциален, скажем, Конфуций (посвятивший жизнь в том числе и социальным проблемам).

Лирика БГ на альбоме, как всегда, вроде бы спокойна по форме, но по содержанию драматична и даже душераздирающа. И, конечно, в песнях «Соли» автор так или иначе ведет свой диалог с Богом. Но такие вещи здесь нет смысла пересказывать.

Приятного прослушивания…