Тантрический секс — что это, и как про него всё врут

Секс к кем левая нога захотела (ну, не нога, ладно) и без обязательств, конечно. Куча удовольствий и бонусом — духовность. Шарлатанский бизнес, построенный на слове «тантра», в первую голову эксплуатирует интерес простаков ко всему вот этому.

Шива и Шакти

Тысячи их по миру — «гуру», «получивших посвящение в том самом храме, который был построен на месте падения вагины Шакти» (она же Сати), отделенной от мертвого тела жены Шивы, которая, когда ее отец невзлюбивший зятя, не пригласил его на праздник с жертвоприношением, обиделась за мужа и обломала жертвоприношение тем, что бросилась в жертвенный огонь и умерла. Круто, да?

Это еще не вся история. Шива пришел во гнев, взвалил на плечи тело мертвой жены и начал Пляску Уничтожения (тут надо понимать, что одна из ролей Шивы — уничтожитель миров). Он поклялся, что будет плясать, пока тело Сати (она же Шакти, не забудьте, и она же Парвати, и еще Дурга) остаётся цело.

Другие боги испугались, что Шива сейчас сотрет в порошок все мироздание и их самих, и послали Вишну, чтобы тот как-нибудь избавился от тела Сати. Тот измудрился разрубить его на куски. Они упали в разных местах Индийского полуострова и в этих районах по преданию построили самые крутые храмы Шиваизма и Шактизма. Ну и самый трушный из них, конечно же, располагался там, куда упала вагина Сати. В Индии эту сокровенную часть женского тела в древности называли «йони». Возьмите на вооружение, кстати. Девушкам будет приятно.

Храм Камакья (Камакхья) на месте падения йони Сати расположен в городе Гувахати (штат Ассам, Индия). Туда продают туристические туры, во время которых слово «тантра» не сходит с уст гидов. Существует и индуистская секта «Камакхья Тантры», которая раздает посвящения «достойным». Ну и техники, конечно. А поскольку духовных туристов в первую очередь интересуют техники сексуальные, то на них и делается акцент. Любой каприз за ваши деньги.

Вот кого посвятили в рамках «тайной, сохранившейся без искажений и передававшейся только от учителей к ученикам традиции Камакхья Тантры» — тот уж «гуру» из гур. Его семинары и индивидуальные курсы стоят своих денег, не сомневайтесь…

Чтобы разобраться в идеологической основе всего бизнеса, построенного на сомнительном понятии «тантрический секс», придется погрузиться в предмет.

Слова «тантра» на санскрите, по одним сведениям, означает в буквальном смысле «ткацкий станок», «основа ткани», а в переносном — «основа, сущность», «порядок», «учение» или свод правил», а также «способ», «метод» или «уловка». По мнению видного буддолога и религиоведа Евгения Торчинова (1956 — 2003), значение «основа ткани» скорее имеет слово «сутра» — форма древнеиндийской литературы. А слово «тантра» означает «нить, на которую что-то нанизывается». От него произошло слово «тантризм».

Им принято называть группу эзотерических учений, которая существует в рамках некоторых течений индуизма (например, шиваизм, шактизм), буддизма (течение «ваджраяна», или Алмазная Колесница), а также мрачной и древней, как мир, тибетской религии Бон.

Тантрические учения с одной стороны вобрали в себя символику и смыслы древних культов плодородия Индии. А с другой — являются довольно молодым явлением. Скажем, в буддизме тантризм начал формироваться в середине I тысячелетия Новой эры.

Тантрический секс в индуизме

Андрогин Ардханари

«Индуизм» — термин, придуманный западными исследователями культуры Индии. Он не означает вообще ничего. Просто им принято называть всю совокупность религиозных и эзотерических культов Индии — от традиционного брахманизма, до поклонения крысам и ведьмам-вампиршам, которые живут на кладбищах и учат смельчаков особой духовности (не без готического секса, естественно).

В основе тантризма индуистского толка лежит культ Шивы. Это невероятно древний бог, который появился в мифах еще до создания Ведических культов. Он входит в индийскую «троицу» (Тримурти) вместе с Брахмой и Вишну. По одной из версий, считается создателем самих этих двух богов. Также Шива «отвечает» за периодическое уничтожение Вселенной, когда она портится и превращается в унылое бездуховное болото.

Культ Шивы идеалистичен. Сознание в нем первично. Шива считается олицетворением изначального вселенского Сознания. Оно же — это статичное мужское начало всей Макровселенной (Пуруша), которое дало жизнь материи, богам, демонам, людям и другим существам. Противопоставляется Шиве (сознанию) материя (пракрити), или женское начало (в лице Шакти). Пракрити — материя — динамична и вещественна.

Если упростить, то шиваисты верят, что материя появляется из мега-сознания Пуруши (который отчасти и есть Шива). Сознание и материя — это одно и то же. Их единство символизирует брак Шивы и Шакти. Ну и секс между ними (куда же деваться?)

А есть в индуизме даже такое существо как андрогин (или гермафродит) Ардханари (Ардханаришвара) — форма божества, которая объединяет в себе Шиву и Парвати (Шакти), визуально иллюстрируя слияние сознания и материи, мужского и женского начал. Правая половина тела у этого божества — мужская, а левая — женская.

Тантризм индуистского извода базируется на группе священных текстов, в которых излагаются йогические техники достижения особого состояния под названием Мокша. Это освобождение сознания от всего материального, от отождествления себя с телом, от оков двойственности, а также осознание своей истинной и вечной сущности в качестве чистого духа, который в своем изначальном состоянии представляет собой саму мудрость и испытывает неимоверное блаженство от своего бытия вне пространства-времени, вне череды смертей и рождений (реинкарнаций). Наслаждение, которое испытывает сознание, достигшее Мокши, неописуемо и превосходит все возможности обычного чувственного восприятия.

«А где тут секс-то?», — спросит читатель, — «Переходи уже к делу». Сейчас, не все сразу.

«Священным писанием» индуистского тантризма являются несколько текстов. Один из самых знаменитых — это диалоги Шивы и его жены Парвати (Шакти). Ну, которая сначала была Сати, а потом инкарнировала в Парвати, когда разозлится становится Дургой (или Кали), но мы зовем ее «Шакти», чтобы не запутаться. Ведь Шакти — это как бы первооснова женского начала, а Сати, Парвати, Дурга, Кали и другие — это его (её) воплощения, или аватары.

В общем, беседуют Шива и его жена Парвати. И та задает мужу такие, например, вопросы: «О Шива! Что есть твоя реальность? Что есть эта полная чудес вселенная?.. Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени, вне имен и названий? Пусть сомнения мои прояснятся!»

А муж пускается в объяснения, причем использует столь утонченные абстрактные понятия, конструкции, настолько напичканные символизмом, что неподготовленный человек в них увязает и тонет. Ну вроде того: «Подобно тому, как, субъективно, буквы сливаются в слова, а слова в предложения, и как, объективно, круги сливаются в миры, а миры в принципы, так найди это слияние и в нашем бытии».

Или: «Благословенная, играй во вселенной – пустой раковине, в которой твой ум рознится бесконечно».

Но в основном Шива в этом диалоге обучает Парвати йогическим техникам: дыхательным и медитативным, а также произнесению мантр. Например:

«Лучезарная, этот опыт станет ясным между двумя дыханиями, После дыхания входящего и перед выходящим – благотворность».

«Внимание между бровями. Пусть ум будет прежде мысли, пусть форма наполнится сущностью дыхания до макушки головы, и там прольется свет».

Или: «Помести свое внимание в нерв, тонкий как волокно лотоса, в середине позвоночного столба, и так стань преображенной».

К радости читателя иногда Шива говорит: «Считай весь мир своим собственным телом блаженства. Ласкаемая, войди в ласку как вездесущая жизнь. Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет ЭТО (речь про Мокшу). Вступая в сексуальное соединение, будь внимательна — огонь вначале. Так продолжая, избегни тлеющих углей в конце.
Когда в таких объятьях твои чувства задрожат, как листья — войди в это дрожание. Даже воспоминание соединения без объятий (может дать) превращение»…

Однако в основном духовные практики индуистского тантризма представляли собой (и представляют сейчас) дыхательные упражнения, множество видов медитации, практики размышления над мироустройством, чтение мантр, практику особого, осознанного взгляда на окружающий мир и его явления.

И да, там были сексуальные практики. Ритуальный секс назывался Майтхуна. Это было строго высокодуховное соитие, во время которого, практикующие «превращались» в божественную пару Шива-Шакти, переживая высокий духовный опыт, который приближал их к Мокше.

Традиция тантры в индуизме была глубоко эзотерической — трудным, тайным делом не для всех. Никаких, в общем, оргий с блэк-джеком и брахманками. Тантризм — это своего рода подвижничество. Лозунг тантры, если упростить — «не в сексе дело, товарищ!»

Утверждая единство сознания и материи, тантристы при помощи сексуального ритуала стремились прочувствовать его непосредственно. Надо ли напоминать, что партнеры в этой практике были не малознакомые люди, подцепившие друга друга на тусовке у колодца? Напомним, что Шива и Парвати (Шакти) — это вообще-то муж с женой.

Все сексуальные метафоры, а также ритуалы в тантризме служат специфической цели. Но широкая публика, как всегда принимает средство за саму цель.

Когда в Индию хлынули завоеватели, а позже туристы, алчущие духовности, местные заметили, что под легендарные истории о тантрическом сексе кошельки сагибов раскрываются на раз-два. Ну кто же этим не воспользуется?

Со временем байки про разнузданный тантрический секс распространились по всему миру. Поток возбужденных туристов в «колыбель разврата» увеличился. Многие сообразили, что это дело стоит экспортировать из Индии в их консервативные Германии, Америки и России. Ну и понеслось!

Вы только попробуйте ввести в поисковик чего-нибудь про тантрический секс. Я вот сейчас попробовал и ввел. От предложений нет отбоя — «Большой тантрический лагерь!», семинары, курсы сексологов, фильмы, книги,  — несть им числа. Бизнес — супер, что и говорить.

А что у буддистов?

А у них всё еще круче. Принц одного из древних индийских княжеств Сиддхартха из рода Шакьев, более известный как «Будда» (Пробужденный) был потрясателем основ, реформатором индийской духовности.

Созданное им учение было прежде всего философским — своего рода наукой о сознании, древним видом психологии или парапсихологии (что бы это слово ни значило). Религию из буддизма с помощью ритуалов и палок смастерили поздние последователи Будды Шакьямуни невысокого интеллектуального уровня. Поскольку Будда обходил вопрос существования бога-творца молчанием и вообще считал его не важным для сути дела, «богом» неумная чернь назначила самого Будду и принялась ему поклоняться.

В основе учения Сиддхардхи (если опять-таки всё предельно упростить) лежит утверждение, что подлинно существует лишь нематериальная, единая Конечная реальность, у которой нет никаких физических «свойств» Обычно ее пытаются обозначить как Великую Пустоту, из-за чего европейские ученые, познакомившиеся в свое время с буддизмом, решили, это нигилистическое учение, требующее поклоняться некоему «ничто». Это был бред, конечно.

Всё, что мы видим и ощущаем, по утверждению Будды — это иллюзии. В том числе ощущение бытия некоего персонального «Я».

Медитируя в течение многих лет, Будда разбирал собственное сознание на винтики и наконец понял, что внутри него нет никакого «Я», а только комплекс реакций на иллюзорные раздражители.

Как ни странно, в 18 веке, в Шотландии жил такой философ — Дэвид Юм. Скорее всего, ни о каком буддизме он ведать не ведал, тем не менее, в своих работах он высказывал идеи, родственные идеям Будды. Такой параллелизм — не редкость в философии.

Задачей разумного человека, по мнению буддистов, является практическое достижение освобождения от оков этого и всех прочих иллюзорных миров, отказ от фантома собственного «Я», слияние с Конечной реальностью, освобождение от цикла рождений и смертей (вспомним тут индуистскую Мокшу).

Жизнь в иллюзии этого мира, по мнению Будды, представляет собой бесконечное страдание. Сиддхартха, достигший благодаря невероятным медитативным усилиям состояния освобождения, посчитал своим долгом помочь сделать то же самое всем живым и страдающим существам. Поэтому он остался пребывать в теле человека, создал Учение и проповедовал его несколько десятилетий, сформировав собственную школу и воспитав преданных учеников.

Основное течение буддизма называется Махаяна (Большая Колесница). Его приверженцы считают, что, прежде, чем освободиться и стать Пробужденным, человек проживает многие и многие жизни. Путь освобождения долог и труден, в течении одной жизни достигнуть Конечной реальности (Мокши или Нирваны) невозможно.

Но в 5-м веке нашей эры нашлись несогласные. Со временем в Индии буддизм терял свои позиции. Тут привыкли почитать сонмы богов на все случаи жизни, балдеть от ритуалов, жить кастовым обществом. Буддизм всему этому мешал, вроде как движение хиппи в 60-е мешало добропорядочным буржуа.

Поэтому основными центрами буддизма стали Тибет, страны юго-восточной Азии, отчасти Монголия, Бурятия, Калмыкия. Несогласные с неспешным движением к Нирване поначалу появились в Тибете, обители Северного буддизма.

Внутри традиции Махаяны возникло течение Варжраяны (Алмазной колесницы), адепты которого решили, что Пробуждения можно достичь в течение одной жизни. Для этого ими были разработаны экстремальные психотехники, опасные для психического здоровья неподготовленного человека. Они вобрали в себя те же традиционные практики, что и индуистский тантризм — дыхательные упраждения, медитацию, особое, умное чтение мантр и прочее. Своего рода новинкой в буддизме стало создание адептами Ваджраяны крайне изощренных практик, среди которых возникли и сексуальные.

Из-за своей сосредоточенности на реальных психопрактиках, а не на внешней ритуальной стороне буддизма Ваджраяна получила название «тантрический буддизм».

В понятийном аппарате этого течения мужское начало связано с большим и искренним состраданием Будд, достигших освобождения, ко всем остальным существам, которые мучаются в неведении, рождаются снова и снова и должны быть спасены.

Женское же начало (праджня, премудрость) — это интуитивное, непосредственное (минуя размышление) понимание реальности как она есть.

Сексуальный символизм в тантрическом буддизме — это в большей степени именно символизм. Однако в техниках высшей йоги, практикуемых адептами важдраяны, когда-то был и ритуальный секс.

Среди этих техник, кстати, буддологи называют ничуть не менее интересные — скажем, медитацию во сне (или осознанные сновидения), а также технику выхода сознания из тела в промежуточное между жизнью и смертью состояние.

Но, коли уж тут все повернуты на сексе, вернемся к нему. Йогины Ваджраяны, как и сам Будда, были возмутителями спокойствия. К моменту появления тантрического буддизма в монастырях Тибета сложилась своя элита. В массе своей она паразитировала на том, что монахов высоко почитали безграмотные простецы. Сложился классический религиозный бизнес, и живое учение Будды стало часто подменяться тупым соблюдением ритуалов, буквоедством, многословными и ни к чему не ведущими диспутами.

Йогины, решившие, что следует применить экстремальные методы для достижения Пробуждения, уходили из монастырей, отращивали длинные волосы и бороды (задолго до хиппи) и, в общем, не брезговали ни винопитием, ни сексом, ни другими занятиями экстатического свойства, помогающими изменять в нужном русле состояние сознания.

До рождения Дедушки Фрейда оставались века и века, а буддисты уже решили хакнуть своё либидо и вообще подсознание. Они выпускали на волю и тщательно изучали всех «демонов» своей психики. А затем убеждались в том, что «демоны» эти иллюзорны и не имеют реальной власти над сознанием. В буддийских тантрических текстах упоминались все возможные формы соитий и вообще всякие ужасы, даже каннибализм.

Но не стоит все эти вещи воспринимать буквально. В основном, всё «грязное», что есть в «письменном» тантрическом буддизме — это символы и метафоры.

Если обратиться к трудам уже упоминавшегося ученого Евгения Торчинова, то мы обнаружим следующее мнение. Торчинов полагает, что в ранний, «диссиденсткий» (или «хипповый») период развития Ваджраяны йогины, не имевшие монашеских обетов, действительно применяли сексуальные практики.

Но во время них партнерам строжайше предписывалось отождествлять себя с божествами (как и в индуистском тантризме) и находиться в самоуглубленном, медитативном состоянии. Секс в ритуале был лишь последней частью более длинного ритуала, длящегося несколько часов. Перед соитием в частности практиковалось сосредоточенное угощение несколькими видами пищи (имевшее глубокий символический смысл), а часто и вином (и тоже не для того, чтобы чисто бухнуть).

Некоторые исследователи считают, что секс в тантризме использовался для людей с распространенным типом психического склада — очень привязанных к своему телу, к своему «Я» и к «Я» своего партнера (сильные привязанности мешают достижению нужного для пробуждения состояния сознания). Своеобразный «духовный» секс позволял им ощутить трансперсональное переживание на пике наслаждения, выйти за пределы своих представлений и продвинуться на пути к Буддовости.

Со временем тантрические методики проникли в монастыри, где царствовал строгий устав. Сексуальные практики были заменены их воссозданием с помощью мысленной визуализации и сопутствующего самоотождествления с визуализируемым объектом.

В общем, никакого тантрического секса на Тибете сейчас нет. А если и есть (что маловероятно), то его практикуют либо современные «диссиденты» Ваджраяны, которые глубоко законспирированы (ибо тантра — учение тайное, не для профанов), либо шарлатаны, делающие на этом свой сладкий бизнес.

Владимир Лакодин