«Капец конического всадника» — забытый психоделический шедевр анимации

Об этом коротеньком мультфильме ходили легенды. Те немногие, кто его видел в 1990 году, с восторгом пытались пересказать содержание друзьям, а друзья не верили. Он иногда появлялся спустя почти 20 лет — «в цифре», на интернет-видеосервисах, но почему-то всегда исчезал.

Те, кто застал в самом начале 90-х всплеск актуального искусства во всех жанрах, который вылился в том числе и на экраны ТВ, с огромным интересом воспринимали все новое и необычное. Поэтому «Капец…» запомнился, но, поскольку в кинозалах и по телевизору он показывался редко и недолго, мультфильм быстро стал раритетом и почти мифом.

Думается, пора разорвать «заговор молчания» о забытом шедевре и его режиссере. Итак, мультфильм вышел в 1990 году на студии «Беларусьфильм» в альманахе «Лабиринт-1». Это был первый в своем роде сборник актуальной анимационной публицистики студии.

В него вошли мини-новеллы «Муха» И. Волчека, «Последний шаг» и «Крылья» А. Ленкина, «Икариада» Н. Костюченко, «Капец конического всадника» М. Беренштейна и «Полуденный стрелочник» Р. Кресикова. Считается, что мульт-новеллы отражали окружающую действительность такой, какой ее увидели художники на тот момент.

«Капец конического всадника» был наиболее психоделическим произведением в альманахе. Ассоциативно он напоминает другой короткий шедевр  — «Бемби встречается с Годзиллой», созданный в одиночку в 1969 году канадским мультипликатором Марвом Ньюлендом во время учебы в Колледже дизайна в Лос-Анджелесе. Кстати, «Бемби…» занимает 38-е место место в списке 50-ти величайших мультфильмов всех времён, составленном в 1994 году по итогам голосования 1000 профессионалов…

Режиссером мульта «Капец конического всадника» был Михаил Беренштейн, художником-мультипликатором — Михаил Тумеля, а сценаристом некий А. Новицкий (о котором ЯТЫОН не смог найти информации).

«Капец…» создан в технике кукольной анимации, которая в докомпьютерную эпоху была сложнейшим делом. Михаил Тумеля в одном из интервью упоминал, как режиссер Михаил Беренштей формулировал «кошмар аниматора» тех дней: “Аниматор как сапёр. Только сапёр, если ошибётся, попадёт в рай, а аниматор в ад пересъёмки”.

На Youtube мультфильм появился в 2009 году, и выложил его сам Беренштейн. Качество записи, конечно, отвратное, но видимо лучшей копии не сохранилось. В это время режиссер уже давно не жил в Беларуси, а преподавал в Университете искусств Сан-Франциско (Калифорния, США).

Ранее Беренштейн работал на студии Pixar. В частности на проекте «Мадагаскар-2», в котором Михаил делал анимацию большинства персонажей. Также в период с 1994 по 2003 годы он участвовал в создании таких мультфильмов как: «Корпорация монстров», «История игрушек», «В поисках Немо», «Жизнь жуков» и других.

На Запад Михаил уехал еще 1991 г. О себе он публикует мало информации, но можно понять, что по всей видимости, сейчас он живет в Сан-Франциско, работает преподавателем искусства анимации. В частности осваивает вместе с учениками создание мультфильмов на основе картин из песка.

Также занимается музыкой, публикует на Youtube не только уроки по созданию мульфильмов, но и видеоуроки… по игре на гармони-двухрядке.

Михаил Беренштейн

А одним из последних видео Михаила Беренштейна стал новогодний ролик от января 2017 года, в котором он в дуэте с самим собой (каким образом, непонятно) исполняет танго на укулеле и гармошке-концертине.