Скучные занятия вредны, или Что происходит с мозгом, когда мы скучаем

Скука — слабо изученное явление. У него даже нет четкого определения. Некоторые ученые считают скуку вариантом депрессивного состояния, находясь в котором, человек испытывает отсутствие мотивации и интереса к чему-либо.

Попытки выяснить, что происходит в мозге человека во время искусстве вызванной скуки, делались неоднократно. Например, изучался состав крови людей, которым показывали невыносимо унылое закольцованное видео о том, как несколько человек в белой комнате, в полном молчании развешивают белье.

При просмотре этого ролика у испытуемых учащался пульс, а в крови обнаруживался повышенный уровень кортизола — гормона стресса. Кортизол, если упростить, отвечает за готовность человеческого организма преодолеть стрессовую ситуацию. В норме его повышенная концентрация нужна временно — именно на период борьбы с той или иной проблемой.

Но во время состояния скуки у человека нет проблем, кроме самой скуки. Поэтому действие кортизола становится разрушительным. Он напрасно поднимает давление, сужая сосуды и стимулируя сердцебиение.

Медицина связывает хронически высокий уровень кортизола с появлением заболеваний, вызванных стрессом — например, инсультов, проблем с сердцем и диабета.

Результат этих экспериментов можно интерпретировать так: скука — это «стресс без стресса».

Были и еще интересные исследования, во время которых, у скучающих людей замеряли активность мозга при помощи томографии. Выяснили примерно следующее: у испытуемого, которому скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Однако есть и участок возбуждения, которое, возможно, связано с выполнением однообразных действий. А по другой гипотезе — с активным ожиданием того, когда эта нудная деятельность кончится.

Что происходит с гормональным фоном и мозгом человека, который вообще ничего не делает и скучает, находясь в одиночестве, узнать довольно сложно. Потому что смоделировать такую ситуацию в рамках эксперимента — это нетривиальная задача.

Тормозим от старого, подрываемся от нового

Часть нейронов — клеток из которых состоит наш мозг — это так называемые нейроны тождества и нейроны новизны. Нейроны тождества возбуждаются, когда человек ощущает привычные стимулы — например, слушает хорошо знакомую музыку, садится в любимое кресло, включает привычный сериал и начинает грызть свиную рульку, которую полюбил в ранее детстве. Когда активизируются нейроны тождества, в коре головного мозга включаются системы торможения. Проще говоря, человек успокаивается.

Нейроны новизны реагируют только на новые, незнакомые стимулы и запускают процессы возбуждения — от ориентировочного рефлекса до эмоционального интереса, желания действовать, размышлять над увиденным (услышанном, почувствованным).

Нетрудно предположить, что когда человек скучает, нейроны новизны «спят». А нейроны тождества вызывают общую заторможенность.

Но откуда тогда выпрыгивает кортизол? Зачем, то есть, он выпрыгивает?

Поскольку этот гормон вовлечен во множество обменных и регуляционных процессов, его поведение трудно однозначно трактовать. Известны последствия хронически повышенного уровня кортизола. Среди них: астения (или синдром хронической усталости), снижение уровня иммунитета, гипертония, бессонница, ухудшение памяти и когнитивных функций, сексуальные расстройства и т. п.

Ученые полагают, что эти проблемы возникают, когда кортизол повышен в связи с постоянными стрессами. А стрессы обычно вызваны возбуждающими ситуациями, на которые мозг должен реагировать повышенной активностью.

Но почему он выделяется во время скуки, которая, как мы видим связана с процессами торможения? С одной стороны пониженный уровень кортизола характерен для депрессий. Но тогда появляется противоречие: если скука — вариант депрессивного состояния, как говорилось вначале, то кортизол должен быть понижен (что является обычным явлением у больных депрессией), а он у скучающего человека наоборот выделяется вовсю.

Остается предположить, что стресс — это не всегда такое уж возбуждающее явление, связанное именно с новыми травмирующими ситуациями и стимулами, которые должны активизировать нейроны новизны.

Монотония — вот где зарыта собака

Канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, первым сформулировавший концепцию стресса, писал, что даже во сне полностью расслабленный человек испытывает некоторый стресс. По мнению Селье, полное отсутствие стрессов означает смерть. То есть, приходим к тому, стресс может существовать и в состоянии покоя.

Канадский ученый В. Герон специально изучал влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека. Его выводы вкратце таковы: человеку для нормального существования необходимо постоянное разнообразное сенсорное окружение, то есть чувственные впечатления.

Герон обнаружил, что даже крысы избегают монотонного окружения. Скажем, когда животное ищет пищу в лабиринте, то предпочитает использовать разные пути, а не однажды найденный. Также крысы стремятся уйти из места, в котором провели много времени, и поискать неисследованные участки.

Российский психолог, кандидат биологических наук и доктор психологических наук Е. П. Ильин полагает, что монотонная деятельность (например, однообразная работа) вызывает скуку как потерю интереса именно из-за отсутствия сенсорных воздействий.

Ильин заявляет, что «…состояние монотонии характеризуется возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах».

Ученый упоминает исследования французских и американских коллег, которые показали, что у водителей-дальнобойщиков, которые несколько часов находятся в пути, от отсутствия впечатлений могут появляться… галлюцинации. Они начинают видеть, например, больших красных пауков на лобовом стекле или несуществующих животных, перебегающих дорогу.

Советские ученые Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко в 1971 году сообщали о похожих переживаниях у летчиков, совершавших длительные ночные полеты. Пилоты переставали чувствовать, что они управляют самолетом, а ощущали себя находящимися вне кабины и свободно летящими в пространстве. Такое состояние продолжалось несколько секунд и, как правило, заканчивалось вздрагиванием и осознание того, где на самом деле находится летчик.

Ильин настаивает, что именно однообразие впечатлений, а не действий, как полагают физиологи, служит причиной состояния, условно называемого «монотония». Также ученый обнаружил, что в у человека, находящегося в нем, возникает не только торможение части систем мозга, но и возбуждение — как неосознанный «ответ» на излишнее торможение.

В  частности усиливается возбуждение в двигательной системе, увеличивается мышечная сила, укорачивается время простой сенсомоторной реакции, происходит тонизация систем мотивационной сферы человека.

Предположительный вывод

Собрав воедино все сказанное, мы можем предположить, что состояние сенсорного голода при монотонных занятиях мозг человека интерпретирует как отрицательный стимул и принимает ситуацию за стрессовую. Соответственно его тело собирается бороться со стрессом, хотя бороться объективно не с чем.

Конечно, это пока только предположение, но оно наталкивает на вполне здравую мысль: скука, возникает ли она от однообразной работы или от однообразного безделья, не приветствуется системой внутреннего подкрепления, которая отвечает за поощрение «правильных» действий человека и мотивацию к ним. А правильные действия — это действия, которые хороши для выживания конкретной особи, ее репродуктивной способности и выживания всего вида. А значит, всё скучное в нашей жизни — вредно для здоровья, развития и личностного роста.

Непременно расскажите об этом своему начальнику.

Владимир Лакодин