Запас хода на одной зарядке — 150 километров. Максимальная скорость — 90 км/ч. Независимая подвеска всех колес, кондиционер, камера заднего вида, шикарная эргономика — что еще нужно для маленького городского электромобиля? Ну и цена — цена, конечно, потрясает. Китайский Jiayuan отгружают за 3888 долларов США.
Эти очаровательные машинки уже экспортируются в Великобританию, Испанию, Германию, Францию и еще 36 стран. А началось их создание с увлечения электромобилями двух поколений одной китайской семьи.
Два «отца» электромобиля Jiayuan
Глава компании Jiayuan EV рассказывает, что у ее истоков стоял его отец Ли Цзяюан, по имени которого и названа торговая марка. В свое время он окончил факультет теоретической физики Университета Хэнань и придумал, как сделать автомобиль на солнечных батареях. Но тогда индустриальные технологии не были готовы к выпуску такой продукции.
Стояло самое начало 90-х. Китайский автопром ничуть не напоминал нынешний. Иметь автомобиль в семье считалось роскошью, и распространение частных автомашин находилось под жестким контролем государства.
Получив опыт с разработкой «солнечного» кара, Ли Цзяюан понял, что будущее — за электромобилями, и с рвением взялся за изучение новых технологий и собственные исследования в сфере электрического автомобилестроения.
Со временем к этой работе подключился сын физика Ли Хуэй, дизайнер автомашин, почти буквально «родившийся в автомобиле». И в 1996 году младший из семьи изобретателей вручную построил свой первый электрокар. Его ход на одной подзарядке составлял 149 километров, а максимальная скорость — 100 км/ч.
Государственная комиссия по науке и технике провинции Цзянсу рассмотрев изобретение определило компанию Jiayuan в разряд «ведущих отечественных и международных продвинутых разработчиков».
Большая «игрушка»? Но это то, что нужно городам
Со одной стороны Ли Хуэй считает, что микроавтомобили с электродвигателем — своего рода «большие игрушки». С другой стороны, они заменяют традиционный автомобиль в современной урбанистической среде.
Изобретатель посчитал, что мини электрокары должны быть дешевыми. И начал делать прототип. В условиях, когда китайский автопром был слаборазвит, это оказалось нетривиальной задачей — из-за дефицита собственных запчастей и компонентов.
Со временем и ростом индустриальной мощи Китая проблема стала решаемой. Ли Хуэй продолжал придерживаться концепции «создать очень дешевый электрокар». А теперь она выросла в концепцию «создать национальный электрокар».
Глава Jiayuan говорит: «Сегодня микроэлектромобили вышли на первый план. Я вижу, что они решают городские проблемы и являются лучшим средством передвижения на короткие расстояния для повседневной жизни граждан. От большого топливного автомобиля для поездок в супермаркет теперь стоит отказаться, мини электрокар подходит для этого больше».
Такие машины создают меньше пробок, требуют мало места на парковке и не рассекают по городам на опасных скоростях. В Китае полагают, что 90-100 км/ч для урбанистической среды — вполне достаточно. Средняя скорость потока авто в стране — это 60-80 км/ч. А средний пробег по городу — 150–180 км. Исходя из этих цифр производители микрокаров и выбирают аккумуляторы и мощность двигателей.
Точность позиционирования своего продукта Ли Хуэй подтвердил феноменальным успехом. Его Jiayuan в модификации «пробег — 180 км., скорость — до 80 км/ч» экспортируется уже в 40 стран — в Европу, Северную Америку, Японию и Южную Корею.
Создал технологии, а производство отдал OEM-изготовителям
Компания Jiayuan прославилась своими технологиями в начале 2000-х. Но ее руководство мечтало применить их в крупномасштабном производстве. Ли Хуэй говорит: «Мы всегда понимали, что автопроизвоство является «тяжелым» активом, очень капиталоемкой отраслью. Поднять такое дело для небольшого частного предприятия в принципе невозможно. Поэтому мы начали сотрудничать с OEM-производителем».
Ли Хуэй поступил практически как компания Apple — создал технологии, а производство отдал на аутсорс. Такая стратегия сработала на все сто. Торговая марка Jiayuan сейчас умудряется производить 1500 электрокаров в месяц.
Ли Хуэй считает, что основной силой Jiayuan является конструкторский дизайн электромобилей и технология согласования мощности компонентов. В декабре 2018 года один из электрокаров компании под названием Lingqi получил в Италии награду за лучший промышленный дизайн.
Это было на самом деле непросто
Существующая среда разработки автомобилей в Китае — это все еще не райские кущи для инноваторов. Тут есть свои проблемы. Когда компания Ли Хуэя начала производить собственные машины, полноценного выхода на внутренний рынок не получилось. Это были более традиционные высокоскоростные электрокары. Конкуренция внутри страны в этому времени стала такой, что выжить компания со своими первыми продуктами просто не смогла бы.
Тогда Ли Хуэй и обратил свое внимание на нишу «тихоходных» маленьких электрокаров и сформулировал свою концепцию дешевого электромобиля для города. Его компания разработала современные модели в сотрудничестве с Dayang Motorcycle — предприятием, производящим электромотоциклы и скутеры. И совместный продукт этой разработки, известный как электромобиль Jiayuan, после своего выхода стал знаменитым буквально за одну ночь.
Будущее — за индивидуальной комплектацией
Ли Хуэй предрекает, что мини электромобили скоро станут для людей тем же, чем смартфоны — 3-5 лет жизни и замена на новый. Также глава Jiayuan считает, что микрокары могут быть хорошо восприняты в DIY-сегменте рынка («сделай сам»). Возможно индустрия пойдет по пути создания модульных конструкций, чтобы потребитель сам смог собирать себе электромобиль, будто компьютер индивидуальной комплектации.