На днях корпорация Sony Music Global явила свой зловещий копирайтерский оскал. Она сообщила, что владеет правами на музыку Баха, который умер 300 лет назад. На первый взгляд, абсурдная история, но тем не менее.
Дело было так: пианист Джеймс Роудс лично, своими руками, исполнил композицию Баха и разместил видео исполнения на своей странице в Facebook. Однако соцсеть внезапно заблокировало видео и обвинила Роудса в нарушении авторских прав. Оказалось, что Sony Music Global заявила, что владеет правами на 47 секунд аудио из видеоролика пианиста. Речь шла именно о музыке Баха.
Роудс был поражен. В своем Твиттере он написал: «Бах умер 300 лет назад. И я сделал эту запись в своей гостиной. Хватит быть засранцами. У вас нет прав ни на что!»
Нужно обратить внимание на то, что речь в данном случае идет даже не о старой студийной записи, которая перешла в общественное достояние. Речь идет в принципе о музыке Иоганна Себастьяна Баха – музыке как информации. Конечно, в данном случае произошла программная ошибка: вероятно, алгоритмы контроля нарушений авторского права интерпретировали исполнение Баха Джеймсом Роудсом как совпадающее с некоей записью, которая содержится в каталоге Sony. Однако это опасная ошибка, которая демонстрирует, как произведения культуры, находящиеся в общественной «собственности», могут вдруг опосредовано оказаться собственностью корпораций.
Случай не единственный. Например, немецкий профессор музыки Ульрих Кайзер провел собственный эксперимент. Он загрузил на Youtube ролики, в которых использовал старые оркестровые записи музыки Бартока, Шуберта, Пуччини и Вагнера, которые совершенно точно находятся в общественном достоянии.
Так вот на профессора вскоре свалился шквал «авторских» уведомлений о том, что он нарушил чьи-то авторские права! В роликах Кайзера на Youtube появилось дикое количество рекламы, часть дохода от которой стали получать «обманутые им авторы». Профессор попытался добиться разъяснений от техподдержки Google (которая владеет Youtube), но не тут-то было. Техподдержка не просто не стала отвечать на его письма. Ее сервер отказался принимать эти письма!
Дело тут вот в чем. На Youtube уже давно действует система контроля нарушений авторского права Content ID. В ее базе содержится 75 000 000 объектов права. Если кто-то в своем ролике использовал, скажем, аудиозапись, содержащуюся в каталоге той же Sony – этот ролик либо удалят, либо в него станут встраивать рекламу. Часть дохода от рекламы получит Sony, а часть Youtube (Google).
Система Content ID так вдохновила другие корпорации и европейских законодателей, что в сентябре 2018 года Европейский парламент будет голосовать за или против включения в Директиву об авторских правах новой статьи.
Она подразумевает, что все соцсети, все площадки, на которые пользователь может загрузить какой-либо контент: картинки, музыку, видео, программный код и т. п., должны будут внедрить у себя систему, подобную Content ID от Youtube.
Если такая статья будет принята, то случаи вроде того, что произошел с пианистом Джейсом Роудсом, начнут валить просто валом. Алгоритмы несовершенны, запускать их в таком виде рано. Но, следует полагать, кто-то хорошо лоббирует их принудительный запуск во всех соцсетях. Ведь ошибки программы всегда играют в пользу корпораций, которые владеют обширными каталогами контента.
Европейские общественники, интернет-сообщество и деятели культуры в замешательстве от намерений Европарламента. Наиболее прозорливые предсказывают, что, если новая статья европейской Директивы об авторских правах будет принята, то произойдет глобальный раздел несуществующего пока рынка произведений культуры, которые находятся в общественном достоянии! То есть, алгоритмы отнимут свободу пользователей играть Баха в своей спальне и извлекут из этого прибыль для корпораций.