ЯТЫОН откопал отчет о любопытном исследовании, которое в 2018 году провели ученые из Южного методистского университета Далласа (США), Университета Калифорнии (США) и Университета Лювена (Бельгия) об активности нейронных сетей, отвечающих за эмпатию, которая возникает при прослушивании музыки.
Авторы исследования провели два эксперимента с помощью магнитно-резонансной томографии, которые показали, что при прослушивании музыки мозг человека ведет себя так, словно в этот момент сочувствует кому-то.
Причем выяснилось некоторое различие в работе мозга при прослушивании отдельных звуков разной интенсивности (вне какого-либо музыкального контекста) и прослушивании собственно музыки. В первом случае у участников эксперимента включались нейронные сети, отвечающие за самую «простую», зеркальную эмпатию. А во втором — сети так называемой когнитивной эмпатии (способность мысленно поставить себя на место другого человека).
Стоит отметить, что описанные научные эксперименты являются первым в мире исследованием эмпатийного эффекта музыки.
Как работают звуки «вне музыки»
В первом эксперименте ученые включали испытуемым набор из нескольких звуков, отличающихся по тембру: это были звуки электрогитары, саксофона и пения. Каждый звук был исполнением ноты си-бемоль. Отличались они тем, что некоторые были тембрально «спокойными», а некоторые — напряженными и даже шумными или хрипящими.
В ходе эксперимента выяснилось, что прослушивание отдельных звуков активирует сенсомоторные и паралимбические области мозга. Их реакция была наиболее сильной на шумные и хрипящие звуки. Активность мозга выглядела так, словно у участников эксперимента происходит «ответ» на движение и мимику другого человека. То есть, как бы на его эмоциональное состояние. Хотя никакого «другого человека», на чьи эмоции можно было бы реагировать, испытуемые не видели.
Ученые ясно зарегистрировали активность зеркальных нейронный сетей, которые «отвечают» за работу с социальными и познавательными задачами. Оказалось, что музыкальные звуки разного тембра включают как бы базовую «сеть сочувствия», которая есть у всех людей. И это удивительно, потому что звуки являются абстрактными стимулами. Они не показывают чьи-либо эмоции во всей красе. Тем менее, человек реагирует на них, словно эмоциональную информацию о ком-то они всё-таки несут.
Как работает сама музыка
Во втором эксперименте группы испытуемых включали уже не отдельные звуки, а фрагменты музыки. Они были разделены на четыре группы, которые условно назвали так: «знакомая и любимая», «незнакомая и любимая», «знакомая и нелюбимая» и «незнакомая и нелюбимая».
Под этими названиями скрывались фрагменты музыки стилистически близкой участником эксперимента или не близкой и, условно говоря, «всем известной» и «мало кому известной».
Важно, что для второго эксперимента были отобраны люди разного пола и разных рас, но имеющие музыкальное образование.
Эксперимент показал, что в результате прослушивания музыки у испытуемых включались нейронные сети, «отвечающие» за когнитивную эмпатию — то есть, способность мысленно поставить себя на место другого человека. Естественно, что при этом у участников эксперимента вовсю работала префронтальная кора — область мозга, ответственная за высшую нервную деятельность. В частности — за социальное поведение и взаимодействие с другими людьми, за формирование сложных мысленных схем и планов, за принятие решений, самоконтроль и т. п.
Особо активной была реакция нейронный сетей «мысленной» эмпатии на знакомую музыку — вне зависимости от того, была ли она любимой или нет.
Эксперимент, среди прочего, показал, что музыка как бы рассказывает мозгу человека некую историю о ком-то. И при прослушивании этой «истории», включаются специфически человеческие (не свойственные, скажем, кошкам) механизмы, позволяющие индивиду представить себя на месте другого и в результате ощутить сочувствие.
Музыка как «виртуальный социальный агент»
Конечно, в своем пересказе ЯТЫОН несколько упрощает результаты экспериментов — в оригинальной работе они более сложны и разнообразны. Но мы излагаем самую суть: музыкальные звуки и музыка «заставляют» человека быть сочувствующим существом при отсутствии каких-либо объектов сочувствия, их изображений и вообще какой-либо конкретной информации — чему, собственно, сочувствовать-то?
Авторы исследования считают, что полученные ими результаты имеют значение для социальной и аффективной нейронауки, а также музыкальной психологии и музыковедения.
Ученые подчеркивают, что музыкальные звуки и музыка, которые, вроде бы не являются очевидным социальным стимулом — всё-таки таковыми оказались. Они вызывают нейронные реакции, согласующиеся с уже существующими теориями эмпатии.
А значит, воплощение в музыке художественного и эстетического опыта людей может быть неким «окном» в мир их социального взаимодействия. И этот факт может быть толчком к проведению новых современных исследований эмпатии.
Авторы научной работы утверждают, что зафиксированные аспекты аффективной обработки мозгом музыки можно рассматривать как специализированный подпроцесс общего социально-аффективного восприятия и познания. Полученные в экспериментах данные могут стать основой объяснения феномена того, что музыка является своего рода «виртуальным социальным агентом». То есть, авторы исследования намекают, что музыкальное познание — это и социальное познание тоже.
А порекламируем мы тут, конечно же, наушники. Посмотрите, какой прибор от Soundking с широченной полосой воспроизводимых частот и реалистичной звуковой «сценой» можно приобреcти за скромную цену: глянуть по ссылке