Только в одной Британии рост продаж музыки на кассетах в первые 6 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 90%. А за пять последних лет — 408%! Крупные мировые поп-знаменитости начали выпускать свои альбомы сразу в нескольких форматах: в «цифре» (онлайн-дистрибуция и потоковые сервисы), на CD, на виниле и на компакт-кассете.
Так, например, поступила Кайли Миноуг, выпустившая весной свой 14-й альбом «Golden» на всех основных носителях. И не прогадала — в той же Британии его кассетная версия является лидером по продажам.
Счет тиражей мэйджор лейблов в абсолютном выражении пока невелик. На британском рынке ожидаются годовые продажи в районе 20-23 тысяч штук. Аналитики оценивают долю рынка, которая приходится на «кассетную» музыку, в 1%. Однако «мажорская» статистика не учитывает продажи кассет с инди-музыкой — от небольних лейблов и DIY-авторов. В этой нише есть свои герои, и их продажи тоже растут. Правда, посчитать независимых музыкантов и их продажи на кассетах — это пока не решаемая задача, потому что инди-лейблы выпускают тиражи по 50-300 штук и не заморачиваются с учетом.
Сами чистые кассеты инди-музыканты либо покупают на онлайн-аукционах (у многих коллекционеров остались основательные запасы запечатанных кассет еще с начала 2000-х годов), либо приобретают у современных производителей. В той же Британии, скажем, выпуском чистых кассет занимается компания Retro Style Media, в Италии — Shelve, в США — National Audio Company. В общем, производство этих носителей возродилось по всему миру.
Скачок интереса к музыки на кассетах можно рассматривать как действительно серьезный вот по какому параметру: производству новых кассетных дек для перезаписи и прослушивания. И оказывается, к 2018 году новые аппараты стали выпускать и продавать такие известные в аудиофильском мире производители как Tascam и Teac. Китайские же производственники пошли дальше и начали делать потрясные гибриды — проигрыватели винила, кассет и CD в одном корпусе (продукция Looptone, например).
Что уж говорить о носимых проигрывателях кассет (по типу легендарного Sony Walkman) — их существуют десятки моделей, от бюджетных пищалок до элитных агрегатов в металлических корпусах.
Аудиокассеты в России
Россию мода на издание музыки на кассетах тоже не обошла. Соответственно появилось и предложение для музыкантов. Например, в 2013 году в Питере открылась компания GoTape. Ее создатели Илья Квасов, Максим Иванов и Роман Павлов отыскали завод в Переславле-Залесском, который до 2004 года производил кассеты на итальянском оборудовании. Оказалось, что станки сохранились до сих пор, и энтузиастам из Петербурга удалось договориться о выкупе одного из них. С этого и начался странный бизнес GoTape.
Сегодня компания не только производит сами кассеты, но и выполняет заказы на печать изображений на них, делает полки для кассет, а также выпускает собственные музыкальные релизы и тиражи с музыкой российских независимых лейблов.
Скажем, только этим летом с помощью GoTape вышли альбомы панк-металл-группы «Кривда», ироничной псевдо-поп группы «Комсомольск», безумного «Оркестра Формидабль» и еще десятка коллективов.
В сообществе GoTape в соцсети «ВКонтакте» состоят более 4800 человек. В одном только поисковике Яндекса количество запросов, касающихся музыки на аудиокассетах, составляет более 1500 в месяц. Вокруг кассетных релизов возникла целая субкультура — очень особенная, отчасти нонконформистская, и неплохо распространенная по регионам России.
Что интересно, фанаты музыки на кассетах довольно лояльны друг к другу в интернациональной смысле. Поэтому российские инди-лейблы в диапазоне от электроники до панка, от нойза до эмбиента находят потребителей своих релизов во многих странах мира.
Это не бизнес в его классическом понимании, потому что в нем учет обычно ведется либо плохо, либо не ведется совсем, прибыли эфемерны, а мотивацией является энтузиазм. Тем не менее, в России эта ниша растет. Музыкальные группы, сначала вернувшиеся к выпуску мини-тиражей на виниле, теперь включают в свою орбиту и кассеты. Они выступают и в качестве носителей музыки, и качестве коллекционных предметов, относящихся к категории «мёрч» (майки, кепки, брелки и прочие штуки с символикой группы, а также подарочные издания). Кассеты раскупаются на концертах, и это дает небольшой ручеек выручки инди-музыкантам.
Потребители музыки на кассетах стали своего рода модной кастой (или антимодной). Они чувствуют себя причастными к чему-то глубоко «подземному», особенному и странному. А в молодые годы такая причастность обычно дорогого стоит.
В этой среде умудрились спровоцировать производителей даже на такой чудной техно-заскок, как выпуск «бесконечных» кассет. Это такая вариация кассеты, которая имеет всего один модернизированный ролик с пленкой, что позволяет прокручивать запись бесконечно. Максимальная длина записи — 10 минут. Так что фанаты аудиокассет теперь тоже могут поставить песню «на репит».
Резюме: если вы фанат музыки и ищете нишу для мелкого бизнеса — то вот, она. Рынок музыки на кассетах будет расти. Можно стать владельцем инди-лейбла, отыскивать интересные группы и предлагать им издаться на кассетах, можно заняться самим производством аудиокассет (говорят, в Переславле-Залесском еще остались какие-то станки), а можно и сочетать оба этих странных бизнеса. Конкурентов в нем пока мало. А вот где вообще все свободно — так это в онлайн-продажах. Почему бы, например, не создать маркетплейс, посвященный именно музыке на кассетах, на котором свои тиражи могли бы реализовывать все инди-лейблы России?
А порекламируем мы здесь замечательный аппарат Looptone 3, который позволяет слушать музыку и с винила, и с кассеты и с CD. Глянуть по ссылке