У этой монгольской группы всего два клипа на Youtube, но они собрали уже 8 миллионов просмотров. О них с удивлением начала писать западная музыкальная пресса, заявляя, что это какая-то Metallica, только с горловым пением.
Действительно The Hu в конце 2018 года выпустили крайне удачные треки с необычным и эмоциональным видеорядом. Сочетание традиционной монгольской музыки и плотного рок-звука в песнях группы настолько эстетически сбалансировано, что получившийся продукт реально задевает за живое пресыщенных интернет-пользователей.
Некоторые пишут в комментариях «Это просто заставляет меня хотеть вскочить на лошадь и стрелять из лука в людей», «Это звучит как древний монгольский рок. Действительно круто!»
Что интересно, The Hu не используют подход «возьмем западные лекала и смешаем их со своей этникой». Их песни реально самобытны, они роковые лишь по форме. Группа использует с своих аранжировках традиционные монгольские инструменты: например, «скрипку конской головы» (морин хуур) и что-то вроде монгольской «гитары» (тобшуур).
Исследователь этномузыки Талеа Стоукс из Чикагского университета, которая изучает монгольскую музыку в самой Монголии, рассказывает, что, когда в начале 1990-х страна вышла из-под влияния Советского Союза, монгольские музыканты с одной стороны решили сохранить свою национальную музыку, а с другой стали открыты к влиянию западной культуры.
Скажем, сегодня в Монголии быстрыми темпами растет хип-хоп сцена. Ее представители делают жесткий социально-политический рэп, замешанный на национальной музыкальной и танцевальной почве. Что касается The Hu, то Стоукс считает, что это не просто рок с примесью монгольской этники, а совершенно аутентичный монгольский рок.
Группа называет свой стиль «хунну рок», название происходит от монгольского корня слова «человек». Весной 2019 года The Hu готовятся выпустить свой первый альбом, который записывается целых 7 лет. Он получит заглавие «Герег» — так во времена Чингисхана называлась дипломатическая монгольская грамота-паспорт.
Автором песен группы является 52-летний продюсер Б. Дашдондог, известный под псевдонимом Dashka. Он рассказывает, что столь длинный срок работы над записью вызван тем, что группа старается изучить и включить в него как можно больше элементов монгольской национальной культуры.
Солист The Hu, известный как Gala, заявляет, что через свои песни музыканты хотят побудить людей обращать внимание на окружающую природу, собственную историю и культуру.
Интересно, что современная музыкальная культура Монголии довольно быстро прошла путь от любительского рок-протеста 90-х до вполне профессионального музыкального продюсирования. В 21 веке монгольские музыканты уже получали консерваторское образование, обучаясь игре на европейский музыкальных инструментах. А затем организовывали фолк-роковые и фолк-джазовые группы. Например, самый возрастной участник The Hu Г. Нямджанцан сочетает рок-музыку и преподавание в консерватории.
Рассуждая о своем успехе на Youtube, музыканты говорят: «Мы ожидали, что к нам проявят интерес, но что наши клипы будут смотреть миллионы — к этому мы не готовились. Люди смотрят и смотрят, и новые зрители очень быстро появляются по всему миру».
Культорологи полагают, что Западного слушателя новый монгольский рок привлекает в том числе и потому, что история Монголии, в общем-то, написана на Западе. И при этом изрядно романтизирована. В ней делается акцент на свободе, эпических героях, кочевой прелести жизни «в седле». Конечно, все это привлекает зрителя.