Одно из первых упоминаний балалайки в исторических документах относится к 1700 году. Следственная казенная бумага рассказывает о том, что в Верхотурском уезде пострадали от побоев некие ямщик Пронька и Алексей Баянов. По показаниям этих людей, дворовый человек из свиты стольника местного воеводы И. Пашков, гонялся за ними и бил их балалайкой.
Старая грамота — яркий пример того, что инструмент, ставшим символом русской народной культуры, имеет двойственную репутацию. При упоминании балалайки как-то сразу встает перед глазами Шариков из экранизации «Собачьего сердца», вспоминаются какие-то частушки, превдофольклорные ансамбли, поющие плохого качества новодел, и да — драки, пьянки, водка, медведи и Достоевский.
Между тем, балалайка — очень выразительный и недооцененный инструмент, который тонко и интеллигентно может звучать как в ансамбле, так и соло.
Посмотрите, например, недавнее видео российского проекта «Balalaika Trio», в котором мастера играют знаменитую «Shape Of My Heart» Стинга — это прекрасно:
Одним из известных популяризаторов балалайки и виртуозом игры на ней является Алексей Архиповский. Его называют лучшим балалаечником в мире, но сам он не считает себя адептом народной балалайки. Алексей, по его словам, относится к балалайке как к инструменту, на котором можно делать все, что угодно.
Музыковеды сравнивают Архиповского с Паганини и Хендриксом. Первый в свое время открыл ранее неизвестные возможности скрипки, а второй — электрогитары. Алексей же поднял на совершенно новую высоту искусство игры именно на балалайке. Он один из тех музыкантов, кто оценил и использовал «электрификацию» балалайки, что придало ее звучанию большую читаемость нюансов.
Взгляните, как Архиповский цитирует в своем сольном попурри великие произведения классической музыки и насладитесь:
Если Алексей Архиповский просто подзвучил акустическое звучание балалайки, то Дмитрий Калинин, солист и руководитель шоу-оркестра «Русский Стиль» стал одним из тех, кто стал использовать в игре на балалайке современные гитарные эффекты.
«Русский Стиль» — это вообще нечто ошеломительное. Сердцем оркестра является как раз балалайка. В составе коллектива пять балалаечников, которые играют на акустических и электробалалайках, сделанных на заказ.
Оркестр Дмитрия Калинина рискует играть на балалайках вообще всё. Можно ли исполнить «Voodoo People» Prodigy таким составом? Можно:
А вот как эффектно и музыкально «Русский Стиль» сделал кавер на знаменитую песню «Basket Case» поп-панк группы Green Day. Как раз здесь Дмитрий Калинин «повесил» на балалайку гитарные примочки.
Возможностями русской балалайки нередко интересуются западные поп и рок-музыкнты. Посмотрите, какое эпическое произведение в «тяжелом» жанре записал гитарист Роб Скаллон. Конечно, он использовал в игре на русском инструменте гитарный стиль, но специфическое звучание балалайки вполне сумел раскрыть в неожиданном ключе.
Русская академическая школа игры на балалайке зародилась в 1883 году благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и музыкальным мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому и С. И. Налимову. В те годы балалайка получила современный вид и строй, которые стали стандартом.
Виртуозная же игра на балалайке расцвела к 60-м годам 20-го века. Одним из самых ярких представителей академической школы игры на балалайке был украинский музыкант Евгений Блинов, к сожалению закончивший свой жизненный путь в ноябре 2018 года.
Он был вторым в мире балалаечником, который получил высшее музыкальное образование. Это случилось в конце 1940-х. А в 1975 году Блинов стал ректором Уральской консерватории, которой руководил 13 лет. В 1984 году он заслуженно получил звание народного артиста РСФСР.
Но дело не в регалиях и должностях. Евгений Блинов был тончайшим музыкантом. В отличие от современных балалаечников он не имел возможности подзвучивать инструмент с помощью электронных приборов, поэтому извлекал из балалайки широкую палитру звуков «голыми руками». Блинов стал одним из разработчиков новаторских техник игры на треугольном инструменте. Он умудрялся извлекать из балалайки нежнейшие тоны. И использовал просто весь физически возможный диапазон ее звучания (в акустическом виде).
Записей выступлений Евгения Блинова сохранилось мало. Но вот одна из них, которая во всей красе раскрывает мастерство этого выдающего музыканта — как в народной музыке, так и в классической.