Александр Ерасов – редкая птица в отечественном бизнесе. Он сумел за последние 25 лет создать единственное в России серийное производство гитарных усилителей (комбо, «голов», кабинетов) и гитарных эффектов под именным брендом Yerasov, который отгружает продукцию не малыми партиями, а тысячами штук.
Приборы компании Yerasov вышли на рынки Британии, Германии, Австрии, США, Австралии, Японии и других стран, в которых в нише гитарного оборудования царит жесточайшая конкуренция. Тем не менее, в 2013 году, комбо-усилитель Yerasov GTA-15 был признан английским журналом «Guitar&Bass» «Усилителм года» в ценовой категории до 1000 фунтов стерлингов. А в 2014 году в обзорах других английских специализированных СМИ гитарные педали эффектов от Ерасова получили одни из самых высоких оценок за качество коплектующих и сборки, звучание, дизайн и соотношение цена-качество.
В Рунете практически нет актуальных интервью с создателем бренда Yerasov, поэтому ЯТЫОН решил восполнить этот пробел.
ЯТЫОН: Александр Евгеньевич, наверное, в лаборатории, при помощи приборов можно чисто на физических параметрах «накрутить» для конкретной модели усилителя или педали пристойный звук. Но музыканты воспринимают звук субъективно, а значит, на производстве должны быть музыкальные «уши» помимо приборов. Кто у вас выступает в роли «ушей»? Это один человек? Отдел? Это клиенты-музыканты? Как вы понимаете, что вот эта конкретная разрабатываемая модель на данный момент звучит правильно, и можно ставить ее на поток?
Ерасов: Разумеется, приборы для музыкантов невозможно создавать только с помощью технических средств. У нас работают музыканты и люди, имеющие опыт звукорежиссуры. Я сам имею опыт работы гитаристом в Пензенской филармонии и 12 лет работы в ресторане — всю жизнь занимаюсь музыкой и электроникой. Но решения принимаю не единолично, а после коллективной оценки звучания наших изделий. Кроме того, мы показываем новинки и московским музыкантам, с которыми имеем дружеские отношения и слушаем отзывы посетителей выставок во Франкфурте, Лос-Анжелесе и Москве.
Вообще-то говорить о «правильности» звука не совсем корректно. Есть объективные вещи, которые никому не нравятся – шум, фон, немузыкальные искажения, а есть то, что нравится одним музыкантам, и не нравится другим. Кроме своего видения звука, мы стараемся делать широкий спектр изделий на любой вкус.
ЯТЫОН: В английском журнале «Guitar&Bass», говоря год назад о двух комбо Yerasov, посетовали на то, что дизайн не очень. О победителе Guitar Awards 2013 года GTA-15 говорилось как о невзрачном («коричневая коробка»). Усилитель Classic-50 этим летом журнал за дизайн похвалил («дизайн-отдел производителя закрыл этот пробел»), но все-таки отметил, что внешний вид комбо имеет «очарование Восточного блока».
Как вы считаете, какую роль дизайн гитарного оборудования имеет на музыкальном рынке Старого света и Америки? Ставите ли вы перед собой задачу «передизайнить» большие мировые бренды?
Ерасов: Долгое время мы были вынуждены экономить на дизайне, так как наш потребитель был небогатым начинающим музыкантом. Однако в последние годы наша продукция получила очень высокую оценку на мировом рынке, и мы начали больше внимания уделять дизайну наших изделий. Тот же самый GTA-15J имеет новый вид с новым логотипом. Постепенно все изделия будут улучшены и приобретут более богатый вид. «Передизайнить» никого не стремимся, но то, что и на Западе и в России повышаются требования к внешнему виду, будем учитывать обязательно.
ЯТЫОН: В производстве вы используете общедоступную элементную базу (динамики, микросхемы, лампы и т. п. ). Тогда что делает продукцию Yerasov самобытной?
Ерасов: Самобытность художника тоже не определяется сортом кистей, красок и т. д. Изначально всё одинаково, а в процессе творчества, видимо, и проявляется некое «лицо». Мы делаем свою работу так, как её понимаем, а оценивать её качество и самобытность предлагаем уже покупателям. Могу только сказать, что те комплектующие, которые определяют качество и надёжность изделия, покупаются не всегда близко. Англия, Германия, Франция, Италия, США, Корея – все эти страны являются поставщиками наших комплектующих.
ЯТЫОН: В чем для вас главная сложность выхода на рынки Британии и США (самые рок-н-рольные и «гитарные» страны)?
Ерасов: Сложность выхода на мировые рынки для нас в том, что продвижение нового бренда связано со значительными финансовыми тратами, которые мы делать не можем. Пришлось идти «окольными путями» — делать качественную и недорогую продукцию и ждать когда её заметят и оценят.
Несколько раз мы брались за выпуск продукции под чужим брендом, выступая в качестве OEM производителя. Это поддерживало нас материально, но, в конце концов, мы решили продвигать только собственный бренд YERASOV. Последние отзывы в британских журналах «Guitar&Bass», «Guitarist» и «Jazzwise» вселяют уверенность в то, что наши усилия не оказались бесполезными и мировым лидерам производства гитарного оборудования придётся немножко, но всё-таки потесниться.
ЯТЫОН: Вы лично отвечаете на вопросы потребителей на сайте компании. Почему? Это же никакого времени не хватит. Почему не наняли пресс-секретаря какого-нибудь?
Ерасов: Из-за чувства ответственности. Пресс-секретарь… Он же должен быть компетентным, сложно найти человека который имеет такой же опыт, да и проверять его всё-равно придётся. Времени, конечно, ответы потребителям забирают много, но куда деваться…
ЯТЫОН: Обзоры в британских журналах очень напирают на удачное сочетание цена-качество у комбо Yerasov. Прямо говорят — по такой цене надо брать и думать нечего! Это значит, что вы на европейском рынке держите цену ниже, чем у аналогов? Если так, то за счет чего удается ее делать такой? Зарплаты на производстве в России ниже, чем в Европе?
Ерасов: Разумеется. Зарплата, энергия, аренда, некоторые материалы в рублях конечно ниже, чем в западных странах. Но, кроме того, многолетняя привычка не переплачивать там, где можно что-нибудь придумать. В своё время мы выкупили немецкую гильотину у разорившегося завода, склад комплектующих у недостроенного НИИ ВТ… А можно было бы купить Мерседес. 🙂
Масса причин, из-за которых удаётся делать качественно и недорого. Ну, ещё объёмы. Мы покупаем лампы для усилителей партиями по 1500 штук. Конечно с хорошими скидками. И не только лампы…
ЯТЫОН: Не планируете ли зайти на азиатские рынки? Япония, например — много музыкантов, много меломанов…
Ерасов: Япония — очень сложная страна. У нас там есть небольшое представительство, http://www.yerasov.jp , но объёмы продаж пока невелики.
ЯТЫОН: Не думали ли вы о том, чтобы привлечь крупного инвестора (за долю в компании, скажем) — именно для того, чтобы найти средства на продвижение продукции за рубежом? Или жалко терять полный контроль над собственным детищем?
Ерасов: Инвестиций в продвижение чужой продукции никто делать не будет. Наоборот — все просят делать им продукцию под их торговыми марками. Кроме того, как известно, Россия не та страна, куда текут деньги :), а пока наоборот…
ЯТЫОН: В России есть классные мастера custom shop электрогитар. А серийного производства, своих брендов нет. Не приходило ли вам в голову попробовать начать делать электрогитары? Это было бы так логично.
Ерасов: Только с точки зрения продавца. Рынок общий, согласен. Но технологии производства совершенно другие. Мы делаем электронное оборудование. Нам проще заняться, к примеру, какой-нибудь охранной сигнализацией… 🙂
Кроме того, любое дело начинается с идеи и любви к этому делу. Т.е. логичнее обратиться с таким вопросом именно к этим мастерам, не хотят ли они передать свой опыт десятку-другому рабочих и найти деньги на развитие своего небольшого мастерового бизнеса.
ЯТЫОН: Что у вас сейчас в разработке? Чем порадуете в 2015 году?
Ерасов: Новая серия минипреампов на основе полевых транзисторов, басовый усилитель на 800 ватт с ламповым преампом, несколько новых педалек. Хотя по опыту знаю, что часто неожиданная идея воплощается в жизнь быстрее, чем та, которая долго собиралась воплотиться. Это же творчество! 🙂
ЯТЫОН: А вы сами задаете вектор — в какую сторону должна пойти инженерная мысль в компании? Или это бывают коллегиальные решения?
Ерасов: Нет, генератором идей в основном служу я сам, у меня их даже больше чем нужно. 🙂 А вот для их воплощения я прислушиваюсь к мнению наших разработчиков, конструкторов, технологов. В компании очень демократичная атмосфера, и к окончательному варианту мы обычно приходим сообща, порой после долгих споров.
ЯТЫОН: Как вы находили кадры для такого специфического производства? Гонялись за талантами? Сами обучали?
Ерасов: Всё происходит естественным путём. Если человеку интересно заниматься тем, что мы делаем, и он видит для себя какие-то перспективы в этом деле, он вливается в коллектив. Если нет, то он через какое-то время уходит. Моя задача как руководителя дать любому возможность реализовывать свой потенциал и проявлять инициативу.
Почему сразу таланты? Не боги горшки обжигают. А те, кто себя считает талантливым, чаще всего не могут найти для себя достойного места в этой жизни. У нас работают дружные и скромные профессионалы, возможно, это как раз и является основной формулой успеха.
ЯТЫОН: У вас еще находится время собственно музыкой позаниматься? Или уже нет?
Ерасов: Было время, когда я серьёзно занимался музыкой, писал оркестровки для нашего филармонического коллектива «Ровесники». Сейчас иногда для души беру в руки гитару, когда выдается немного свободного времени.
ЯТЫОН: Есть ли у вас некая золотая, платиновая мечта? Встать со своей продукцией вровень с легендарными мировыми брендами? Придумать не существовавшие прежде гитарные эффекты?..
Ерасов: Такие мечты обычно бывают в молодости. После 60-ти человек уже не летает в облаках, знает себе цену и старается её не слишком загибать. 🙂 У нас есть интересные и оригинальные решения, надеюсь, будут и в дальнейшем. Хотелось бы долгих лет марке Yerasov, уважения к ней со стороны конкурентов и любви к ней со стороны музыкантов. Этого достаточно.