Из-за роботов и компьютерных нейросетей могут в скором времени лишиться работы не только кассиры магазинов, банковские клерки и рабочие конвейеров. Искусственный интеллект подбирается уже и к «штучным профессиям». Одна из них — это профессия композитора, пишущего для кино и видео игр.
К настоящему моменту по всему миру основаны около полутора десятков стартапов, которые создают искусственный интеллект, способный писать оригинальную музыку. Некоторые из этих AI выдают в основном электронную музыку (причем в промышленных масштабах). Например, проект «Melomics Media» в 2010-2013 годах наштамповал около 1 миллиарда композиций, созданных без участия человека. Все они доступны для использования бесплатно.
К настоящему моменту Melomics, который реализовывался в Университете Малаги (Испания), закрыт. Видимо, потому что произведения его двух AI (один делал поп-музыку, другой — симфоническую) не смогли составить конкуренцию человеческим опусам. Скажем, один из оркестровых номеров Melomics был исполнен Лондонским симфоническим оркестром. И, нужно заметить, это была очень тяжелая для восприятия музыка.
Некоторые стартапы делают AI, которые комбинирует уже созданные композиторами-людьми фрагменты музыки, чтобы получить коммерчески применимые саундреки. Отдельные компании сосредоточены на том, чтобы разработать искусственный интеллект, который помогал бы композиторам в написании музыки.
Но самым пугающим из всех является проект Aiva, который позиционируется как сервис, способный создавать вполне эмоциональные и коммерческие саундтреки для кино, ТВ и видео игр.
Стартап был основан в Люксембурге в 2016 году. И уже в 2017-м его искусственный интеллект по имени Aiva был зарегистрирован Французским авторским обществом SACEM в качестве полноценного композитора.
В декабре 2017 г. композиция «Battle Royal», написанная искусственным интеллектом, была включена в качестве саундтрека в релиз мобильной игры «Pixelfield». Вот как она звучит, когда ее исполняет оркестр из живых людей:
Глава компании Пьер Баррю рассказал журналистам о том, что нейросеть Aiva обучается на огромной базе классической музыки, которая «закачена» в AI в формате MIDI. Главным умением Aiva он называет то, что искусственный автор в состоянии создавать собственные паттерны музыки и предсказывать, как будет развиваться музыкальная тема в том или ином паттерне дальше. Причем Aiva якобы может безошибочно вычищать плагиат из собственных сочинений и делать развитие своих музыкальных тем эмоциональным.
Пьер Баррю не скрывает, что Aiva пока не умеет делать оркестровку для симфонического оркестра. AI сочиняет музыку в MIDI формате, а оркеструют ее люди. Однако глава проекта сообщает, что сейчас программисты и музыкальные теоретики работают над тем, чтобы научить нейросеть трем вещам:
1) понимать, хорошую или дурную музыку она сочинила, и выбирать те куски, которые соответствуют требованиям клиента, заказавшего саундтрек;
2) создавать полную оркестровку композиций без участия человека;
3) читать сценарий фильма, вычленять в нем смысловые части и понимать, какие эмоции в них задействованы.
Компания не разглашает цены на создание музыки искусственным интеллектом. Но на ее сайте можно сделать запрос на музыку, указав продолжительность, тип саундтрека и имеющийся бюджет.
Известно, что нейросеть генерирует свои сочинения очень-очень быстро. Несложно прогнозировать, что в будущем Aiva начнет «ронять» цены на саундтреки и станет таким образом составлять жестокую конкуренцию композиторам-людям.
По объявлением компании о найме, понятно, что люди-музыканты ей еще нужны. Скажем, прямо сейчас она ищет музыкального теоретика. Однако недалек тот день, когда команда, обучающая AI написанию музыки, с тем или иным успехом выполнит три пункта своей теперешней программы, и тогда сочинение саундтреков практически без участия человека будет поставлено на поток.
Композиторы пока относятся к достижениям Aiva скептически. В основном они говорят о том, что у искусственного интеллекта нет и не может быть такого опыта, как у композитора-человека. Нейросети все равно понадобится как минимум человек-музыкальный редактор, чтобы отделять дурное от хорошего, эмоциональное и связное от сухого и хаотичного. Музыканты считают, что люди смогут в этой профессии переиграть AI.
Однако мы не знаем, как далеко уже продвинулись создатели Aiva. Можно предполагать, что себестоимость создания музыки посредством AI может быть в разы ниже, чем стоимость труда композитора. Поэтому проект сможет позволить себе нанять целый штат музыкальных редакторов.
Кроме того, скорость сочинения музыки искусственным интеллектом (пусть даже 90% из нее — это шлак) столь велика, что на рынке создания саундтреков этот «автор» имеет все шансы стать одним из крупнейших игроков. Во всяком случае то, что делает Aiva уже сегодня с участием людей-оркестраторов и людей-исполнителей, звучит порой пугающе человечно.
Вот, скажем, еще одна пьеса искусственного интеллекта, которая была записана голливудским симфоническим оркестром с представлена на выставке достижений компании Nvidia (является партнером Aiva) в Японии в 2017 году: