Ученые Лондонского университета королевы Марии доказали, что насекомые способны к обучению действиям, которые совсем не похожи на те, которые они обычно совершают в природе. В частности был проведен эксперимент по обучению земляных шмелей игре, напоминающей футбол.
Задача для насекомых была поставлена такая: на круглой платформе они видели деревянный шарик, который нужно было сдвинуть в круг, находящийся в центре «поля». Если шмели эту задачу выполняли, то получали вкусный сладкий раствор.
Первой группе шмелей правильные действия демонстрировались при помощи муляжа шмеля-«инструктора». Испытуемые освоили игру на удивление легко. Другие группы шмелей учились уже на примере своих сородичей.
Тогда им усложнили задачу. На платформе стали размещать три шарика-«мяча», удаленных от круга в центре на 2, 4 и 7 сантиметров. Причем ближние к кругу шарики были намертво прикреплены к платформе, а двигать можно было только дальний. Шмель-«инструктор» показывал испытуемому насекомому, что он тащит в центр именно дальний шарик и за это получает вкусный раствор.
Затем шмелей, которые это наблюдали, сажали по одному на такую же платформу с 3-мя шариками, которые не были закреплены и могли быть сдвинуты все. Ученых интересовало, будут ли шмели лишь повторять действия инструктора с дальним шариком или попробуют другие варианты.
Оказалось, что шмели начали «проверять» все мячи и быстро поняли, что двигать в круг имеет смысл ближний шарик — работы меньше и угощение получаешь быстрее. Один из авторов эксперимента эколог Олли Лоукола заявил: «Они не просто слепо копируют, они совершенствуют». А другой ученый группы экспериментаторов Клинт Перри комментирует полученные результаты так: «Они говорят, что маленький мозг не обязательно проще устроен. Он может достичь гораздо большего, чем нам кажется».
Любопытно, что быстрее всего шмели обучались «игре в мяч» друг у друга. Обучение с «инструктором» длилось почти в два раза дольше. А на то, чтобы самостоятельно решить задачу у шмелей уходило в три раза больше времени.
Работа ученых Лондонского университета королевы Марии под названием «Шмели показывают когнитивную гибкость в виде улучшения наблюдаемого сложного поведения» опубликована в журнале «Sience».
Ранее (осенью 2016 года) та же группа ученых проводила более простой эксперимент — шмелей учили дергать за специальные кольца, чтобы получить сладкий раствор, а затем насекомые обучали этому друг друга (об эксперименте рассказывается в начале видео).