Dudeism или «чувачизм» (от слова «чувак») — называет себя самой медленно распространяющейся мировой религией. Тем не менее, к 2017 году она набрала уже 400 000 сертифицированных священников, в том числе многих и в России.
Основателем «Церкви Чувака последних дней» является журналист Оливер Бенджамин, живущий то в Северном Таиланде, то в Лос-Анжелесе и много путешествующий по миру. Он имеет звание «чувачный лама» («dudely lama» — в оригинале).
Как-то в интервью CNN Оливер сказал: «Я вырос в 80-е годы, которые были очень амбициозным и меркантильным временем — эпохой яппи. Даже в юности я считал ее пугающей и фальшивой.
Причиной того, что я отправился в 10-тилетнее путешествие по планете, стало мое желание избежать промывки мозгов, которую устраивала людям бизнес-машина…»
Оливер Бенджамин родился в 1968 году, в тайском курортном городке Пай. Вырос в городе Шерман-Оукс (Калифорния, США). Учился в Калифорнийском университете, где получил ученую степень по психологии. Затем несколько лет работал графическим дизайнером, написал три романа, которые не были опубликованы (потому что, по его словам, были «странными»).
Последние несколько лет Бенджамин является независимым журналистом и фотографом и продвигает основанный им «чувачизм». В 2011 году он стал соавтором книги «Жить, как Лебовски». Имеется ввиду персонаж фильма «Большой Лебовски» (братья Коэны, 1998 г.), который имел в картине кличку «Чувак» и теперь является одной из «икон» чувачизма.
Как говорит Бенджамин, он увидел это кино в 2005 году, и оно произвело на него большое впечатление: «Я почувствовал, что увидел историю, которая может научить человека сделать все трудности современной жизни управляемыми. Это был, наверное, самый трогательный и смешной фильм из тех, что мне попадались…
Как ни странно, я давно хотел основать религию. Во время моих путешествий я стал серьезно изучать религиоведение и философию…»
И Оливер таки основал ее, причем юридически аккуратно и совершенно законно. А Лебовски стал для dudeism’а неким uber-чуваком. Именно образу Чувака Лебовски — стареющего хиппи, который случайно попадает в криминальные разборки, но благодаря своему благодушному пофигизму выпутывается из них — обязан своим появлением чувачизм. Кстати прототипом Чувака был реальный человек — промоутер независимого кино Джефф Дауд, с которым братья Коэны познакомились, когда продвигали один из своих фильмов.
Духовное содержание
Идеология чувачизма — это помесь даосизма, эпикурейства, дзен-буддизма, хиппизма и даже христианства. В манифесте религии говорится: «Красота Дудеизма в его простоте. Если религия становится слишком сложной, что-нибудь может пойти не так».
Автор манифеста приводит свою доктрину по аналогии:
«От чего буддизм пытается освободить нас? От страданий.
В какое состояние буддизм пытается нас привести? В состояние нирваны.
С помощью чего буддизм пытается сделать это? С помощью восьмеричного пути.
Разве это не охренительно интересно? Теперь давайте применим этот метод к Дудеизму:
От чего Дудеизм пытается освободить нас? Думаю что от тревоги.
В какое состояние Дудеизм пытается привести нас: в состояние расслабления.
Какими средствами Дудеизм пытается сделать это? С помощью терпения.
Так вот это просто чертовски изобретательно, если конечно я это правильно понял…»
Главная мысль чувачизма проста: «бывает, что ты ешь медведя, а бывает медведь ест тебя», и к этому надо относиться спокойно. Как это говорится по-русски, «ну и … с ним».
У дудеизма или чувачизма разработан свой корпус текстов, некоторые из которых можно почитать на русскоязычном сайте. Но основная движуха происходит на англоязычном ресурсе dudeism.com, на котором можно вступить в лоно церкви и даже получить сан ее священника (за $10).
Там же издается «Газета дудеизма» и размещен список величайших Чуваков в истории, среди которых, кроме Джефри Лебовски, последователи культа числят: Лао-цзы, Курта Воннегута, Гераклита, Куинси Джонса, Будду, Уолта Уитмена, «Махатму» Ганди, Иисуса и других.
Некоторые считают чувачизм пародийной религией вроде пастафарианства, но его последователи уверяют, что всё на самом деле серьезно. Хотя что для них означает слово «серьезно» — это еще вопрос.
Говоря о тех, кто чувачизму социально близок, последователи Церкви Чувака последних дней заявляют: «Вообще мы очень классные и открыты для кучи народу: пацифистов, ветеранов, серферов, долб…, подружек, вагинальных художников, танцующих домовладельцев, хороших докторов, а также для братьев-сыскарей и загадочных незнакомцев. И гордимся всеми ими.
А вот те, кто ведет себя совсем не по-чуваковски: обоссыватели ковров, отбросы, нигилисты, нацисты, бюрократы, педерасты, порнографы, драные фашисты, реакционеры и злые таксисты»…
По словам основателя церкви, 75% состоящих в ней прихожан — это мужчины. Однако он заявляет: «…мы активно стараемся привлечь больше женщин. Мы считаем, что женщины страдают еще больше, чем мужчины от диктата современного общества».
Если и правда посмотреть серьезно
Чувачизм — это своего рода субкультура благодушных дауншифтеров, которые не хотят участвовать в гонке за социальным статусом. Оливер Бенджамин говорит:
«Деньги — это власть. Дудеисты не склонны стремиться в высшее общество. Поэтому мы никогда не сможем конкурировать с действительно богатыми религиями — такими, как христианство.
В идеале, мы хотели бы помочь людям найти способы, чтобы зарабатывать деньги с наименьшими усилиями, но это, конечно, сложная задача. Пятьдесят лет назад все думали, что роботы станут делать всю работу, а человек будет иметь жизнь, состоящую из одного досуга. То, что это вряд ли сбудется — безусловно, большая трагедия человечества…»
Говоря о дудеистах и их восприятии «нормальным» миром, Оливер замечает: «Есть проблема в том, что многие думают, что чувак — это гедонистический укурок. Ничего не может быть столь далеким от истины, как такая мысль.
На самом деле чувак — это интеллектуал с высокими моральными качествами, имеющий живой и творческий ум…
По словам Оливера, слишком многие люди путают чувачизм с анархизмом или философией эгоистичной лени. Он заявляет, что дудеизм признает необходимость саморганизации и наличия правил, а в лени, которую продвигает дудеист, он бывает дисциплинирован и решителен.
Когда журналист CNN спросил Оливера, выгодно ли иметь свою церковь, тот ответил: «У меня есть скромный доход от продажи товаров на сайте. У нас есть план по расширению, и когда мы его осуществим и увеличим свою прибыль, то организуем рабочие места для чуваков, которые ненавидят ту работу, которую имеют сейчас…»
Владимир Лакодин