И это дофамин. Именно из-за него вы испытываете «мурашки» при прослушивании музыки и решаете заплатить за покупку любимых песен. Группа ученых из Университета Барселоны (Испания), Университета Макгилла (Монреаль, Канада) и еще нескольких научных организаций впервые доказала определяющую роль дофамина в получении удовольствия от музыки. Результаты исследования были опубликованы в американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученым уже давно было известно, что нейромедиатор дофамин активно участвует в работе так называемой «системы подкрепления» человеческого мозга, которая призвана наградить человека за правильное поведение для выживания вида. Например, он обильно выделяется в процессе секса или наслаждения вкусной едой. Замечено, что даже воспоминания о приятных ощущениях вызывает у человека повышение уровня дофамина.
Теперь получены убедительные доказательства того, что дофамин отвечает и за удовольствие от прослушивания музыки. Хотя это и странно, потому что музыка — такая себе абстрактная радость. И причем тут выживание человеческого вида, пока точно не понятно. Возможно, прослушивание музыки можно интерпретировать как познавательную деятельность, а она для нашего вида определенно полезна, по «мнению эволюции».
Ученые разделили группу испытуемых из 27 человек на 3 подгруппы и стали манипулировать их дофаминовой передачей сигналов перед прослушиванием музыки. Одной группе давали принимать леводопу (дигидроксифенилаланин — химический предшественник дофамина). Другой группе давали рисперидон — это антагонист дофамина, ухудшающий передачу сигналов с участием нейромедиатора. А контрольной группе давали плацебо — лактозу. Все группы были задействованы в трех сессиях прослушивания музыки, между которыми проходила как минимум неделя времени.
Эмоции выдала кожа
В процессе сессий авторы исследования замеряли электрическую активность кожи испытуемых, что позволяет оценивать с высокой чувствительностью эмоциональные изменения. В данном случае — степень удовольствия от прослушивания музыкальных произведений.
Участники экспериментов слушали выбранные ими любимые песни, а также по 10 песен, предложенных учеными. В сессиях использовались синглы таких певцов и групп как: Alejandro Sanz, Amaia Montero, Antonio Orozco, Auryn, Birdy, Katy Perry, Maldita Nerea, Melendi, One Direction и Taylor Swift.
Цель эксперимента для его участников состояла в том, чтобы они оценили свой опыт субъективного удовольствия от прослушивания каждого сингла в реальном времени, а затем — в лично составленном рейтинге.
Каждого из участников также спрашивали, заплатили бы они свои деньги за скачивание той или иной песни — чтобы контролировать последствия награждающих процессов удовольствия в «немузыкальных» условиях,
Результаты испытаний показали, что химическое вмешательство меняло реакции, вызванные музыкой у участников экспериментов. Рисперидон, например, не позволял им испытывать характерные «мурашки», которые признаны проявлением пика удовольствия от прослушивания музыки.
«Под леводопой» испытуемые получали более интенсивное наслаждение музыкой. И затем охотнее готовы были покупать прослушанные песни. Рисперидон снижал как удовольствие от музыки, так и готовность за нее платить.
Один из группы экспериментаторов Антони Родригес Форнельс сообщил, что ее исследование впервые продемонстрировало причинную роль дофамина в музыкальном удовольствии и мотивации. Форнельс говорит: «Наслаждение музыкальным произведением, желание слушать его снова и желание потратить на это деньги — всё это зависит от дофамина».