Поп-музыка становится всё злее и печальнее в последние 60 лет

Сотрудники Технологического университета Лоуренса (США) при помощи платформы искусственного интеллекта Watson, созданной IBM, изучили изменения настроений в наиболее популярных песнях последних десятилетий и пришли к выводу, что поп-музыка становится все агрессивнее и печальнее.

В недавно опубликованной научной работе «Количественный анализ настроений в текстах популярной музыки» за авторством Кэтлин Напье и Лиора Шамира исследуется массив поп-песен, побывавших в ТОП 100 хит-парада Billboard в период с 1951 по 2016 год. Анализ охватил тексты 6150 произведений.

Искусственный интеллект искал в них слова и фразы, которые ассоциируются с отрицательными и положительными эмоциями. Каждой песне по результатам поиска присваивался своего рода «индекс печали-радости» от нуля до единицы.

Как сообщают ученые, анализ показал четкие и статистически значимые изменения настроений, выраженных в текстах популярных песен, в сторону негативного тона. Выражение в них таких эмоций, как гнев, отвращение, страх и грусть, стало значительно более частым. А выражение радости, уверенности и открытости появляется все реже. То есть, средний индекс «печали-радости» постоянно снижался в последние 60 лет.

Комментируя свое исследование, Лиор Шамир сообщил, что в 1950-е годы целью создания и слушания популярной музыки было развлечение и веселье. Именно с этим ученые связывают то факт, что в песнях 50-х были более радостные и менее агрессивные тексты. Но уже в конце 1960-х и начале 1970-х поп-музыка стала инструментом социального и политического протеста, диалога и самовыражения авторов песен и целых социальных групп. И это сильно понизило ее «индекс печали-радости».

Супер-хиты 2018-года тоже были в основном грустными

Гармонически и мелодически тональности в музыке условно делятся на грустные (минор) и веселые (мажор). Ежегодно несколько музыкальных аналитических групп проводят изучение наиболее популярных песен, попавших в течение года в ТОП 5 Billboard. Так вот по результатам 2018 года картина была такая: наиболее часто встречающаяся тональность в хитах — Ми-бемоль минор (грустная).

Всего на самую вершину популярности взобрались 25 «грустных» песен — в разных вариантах минора, и только 17 «веселых» — в двух вариантах мажора.