Способность распознавать слова в речи оказалась у человека врожденной. Впечатляющее исследование провела группа ученых из итальянского института SISSA, французского Neurospin Centre, университетов Ливерпуля и Манчестера — они доказали, что младенцы способны выделять отдельные слова в речевом потоке минимум по двум признакам и в возрасте всего 3 дней от роду. Результаты исследования были представлены в журнале Developmental Science.
В естественной человеческой речи границы между словами отсутствуют. Чтобы начать их запоминать и понимать, маленьким детям сначала нужно выделить на слух отдельные слова. Ранее считалось, что младенцы начинают справляться с этой задачей в возрасте 6 месяцев.
Однако оказалось, что эта способность, по всей видимости, является врожденной для человека. Ученым впервые удалось зафиксировать выделение отдельных слов младенцами, которым было всего 3 дня от рождения — при помощи метода ближней инфракрасной спектроскопии, которая позволила безопасно наблюдать за активностью мозга детей.
Авторы исследования сообщают, что способность слышать отдельные слова в речи была выявлена у младенцев в двух экспериментах. Оказалось, что крошечные дети выделяют слова из потока по признаку просодии (то есть «мелодии» произношения) и по признаку (!) статистических совпадений. Каким-то образом мозг младенцев способен считать, сколько раз и когда отдельные слова из таких-то слогов повторяются в речи и понимать, что вот — налицо совпадение.
Наблюдая за реакциями мозга детей на записи человеческой речи, ученые увидели явные статистические отклонения в активности нервной системы, которые показывают — дети могут различать слова. Причем, это удается младенцам, даже если им специально проигрывают монотонную речь, без просодических «подсказок» о том, где слово начинается и где заканчивается. То есть, они способны понимать, где звучит слово, а не просто шум даже на основании каких-то интуитивных «подсчетов».
Авторы экспериментов делают вывод: люди рождаются уже с готовой системой оперативной языковой обработки и с достаточным объемом памяти для ее функционирования. Также они сразу могут распознавать как минимум два типа сигналов для сегментации непрерывной речи.
В процессе экспериментов детям проигрывали аудиозаписи продолжительностью 3,5 минуты, в которых всего 4 слова были буквально «похоронены» в потоке бессмысленных слогов. Тем не менее, младенцы сумели их выделить.