Вторник, Август 4, 2020
Вижу Делаю

Своё кино: колодцы желаний и люки счастья

Константин Козлов — киношник, клипмейкер, рекламщик. Всю сознательную жизнь экспериментирует с короткометражками — абсурдистскими и философскими, в духе «Параллельного кино».

ЯТЫОН поговорил с Константином о том, как его сгубил рок-н-ролл, о том, что кино может делать любой человек, о том, что появление VHS было шоком и прочих занятных вещах.

Константин Козлов. Фото: Сергей Аринушкин
Константин Козлов. Фото: Сергей Аринушкин

ЯТЫОН: Костя, как началось твое личное кино? В то время, когда другие дети увлекались хоккеем там или группой Modern Talking, Константин Козлов чем увлекался?

Константин: Рок-н-ролл сгубил меня 🙂 Ну и у отца была кинокамера. Я начал пробовать снимать и экспериментировать с ней, а спорт на тот момент перестал меня интересовать.

ЯТЫОН: А как связана камера с рок-н-роллом?

Константин: Свобода эксперимента, другой мир — примерно что-то в этом роде. Магия.

ЯТЫОН: Что за камера была? Звук не писала? Какие эксперименты ставил, что снимал?

Константин: Камера называлась «Кварц-3», 8-мм (речь идет о 8-миллиметровой киноплёнке, выпускавшейся для любительского кино — прим. ЯТЫОН). Звук, конечно, не писала.

Вначале меня заинтересовали спецэффекты: взрывы, огонь. Затем увлекся анимацией — плоскими марионетками, пластилином.

ЯТЫОН: Ты учился всему сам или были наставники?

Константин: Сначала до всего доходил сам, у меня было несколько очень полезных книжечек по созданию спецэффектов. Затем, посмотрев на мои увлечения, отец отвел меня в киноклуб (так как спорт я бросил, а ребенку надо было чем-то заниматься, чтоб от рук не отбился) и познакомил с Анатолием Павловичем Мироновым — руководителем пензенского клуба. И вот мы с моим другом и соратником Дмитрием Лыдховым стали его посещать.

Константин Козлов и Дмитрий Лыдхов в те ещё годы
Константин Козлов и Дмитрий Лыдхов в те ещё годы

ЯТЫОН: Когда ты сделал свое первое кино по-взрослому, и какое оно было?

Константин: После того, как бросил ходить в киноклуб. Мне показалось, что всё, что там делают и чему учат — это не тому и не так (юношеский максимализм). Попалась мне в те времена книжка о Луисе Бунюэле. Прочитав её, мы с моим приятелем Андреем Черкашиным приступили к постановке «Пиковой дамы» в духе параллельного кино и Бунюэля.

И пошло, и поехало — меня было не остановить, вошел во вкус 🙂 Это был первый фильм, на что то похожий. До него много было проб и ошибок.

ЯТЫОН: Эпоха 90-х какая у тебя была? Что снимал? Чем зарабатывал?

Константин: Самая лучшая эпоха — я молод и задорен, море по колено и горы по плечу. Можно зайти куда угодно и снимать, что хочешь (к примеру, мы с киногруппой проникли на кирпичный завод и, не спрашивая ни у кого разрешения, снимали там своё кино).

Снимали всегда на очень глобальные темы — о том, как человек решил изменить мир или о том, как человек изменил мир. В общем, о колодцах желаний и люках счастья.

По поводу работы — я тогда учился в разных учебных заведениях, да и деньги меня не очень интересовали.


ЯТЫОН: Ну а когда деньги заинтересовали? Что стал делать?

Константин: Придумал, как можно зарабатывать своим увлечением. Совершено случайно устроился на работу в контору, которая производила детские напольные игрушки (горки, кубики, всё для детских садов). Им нужен был человек, который мог снимать на камеру их продукцию и делать рекламные фильмы о них — этим человеком стал я.

Потом появилась первая реклама на местных каналах, и я подумал: «вот где можно проявить себя» 🙂

ЯТЫОН: И проявил?

Константин: Напроявлял 🙂 До сих пор этим занимаюсь.

ЯТЫОН: Скажи — когда появилась «цифра» и компьютерные видео-редакторы, что для тебя это было? Для человека, который начинал с пленки?

Константин: Цифра когда появилась, я уже привык и успокоился. Шок у меня был от VHS. Это была дубовая картинка, движения в кадре людей деревянные, проработки перспективы никакой, а про цвет вообще не имеет смысла говорить — короче, ШОК! Снимал для себя только в режиме «строб» на VHS камеру

ЯТЫОН: Как ты начал делать музыкальные клипы?

Константин: Все мои приятели и знакомые в большинстве своем были музыкантами.

ЯТЫОН: Ну и?

Константин: Ну и «давайте клип снимем» —  «давай», и побежали вперед и быстрей 🙂 Первым был, по-моему, клип для группы «Глупая девушка».


ЯТЫОН: Вот ты сейчас взрослый, солидный дядя, а продолжаешь баловаться клипами, и фильмами вроде «Следующий». Не уймешься никак, не перебесишься?

Константин: Так прёт. Один раз попробовал и вошел во вкус 🙂

ЯТЫОН: А почему ты не пошел в большое кино, не ломанулся в столицы кинопроизводства?

Константин: Лень.

ЯТЫОН: И всё? Просто лень?

Константин: Не было такой необходимости внутри меня. Я в кино всегда ценил то, что можно сделать минимальными средствами и желательно, не выходя из дома, имея под рукой что найдется.

ЯТЫОН: У тебя есть какая-то личная Золотая Киношная Мечта? Ну там сделать то-то и то-то…

Константин: Если была бы — сделал бы.

ЯТЫОН: То есть ты вообще такой спонтанный чувак — живешь, живешь, а потом бах — пришла идея, и давай сделаем, да?

Константин: Если силы есть, то по чему бы и нет?

ЯТЫОН: Ты говоришь про минимальные средства производства. Это значит, что ты и режиссер, и сценарист, и оператор, и монтажер?

Константин: В общем-то да, но кино или клип или еще что — это командная игра. Команда единомышленников — самое главное.

ЯТЫОН: У тебя постоянная команда — проверенные ребята?

Константин: Нет, мои проверенные ребята — кто в Москвах, а кто за бугром. Из тех, с кем начинал работать.

ЯТЫОН: Теперь каждый раз собираешь новую команду?

Константин: По ситуации. Но без команды никуда.

ЯТЫОН: Слушай — получается, что ты вообще какой-то неправильный киношник: славы не хочешь, планов не имеешь, лезть в производство с большими дядями тебе лень… Это прямо дзен-буддизм какой-то. Или все-таки есть у тебя пресловутые «творческие планы»?

Константин: Не, планов нет. На данный момент — только работа.

ЯТЫОН: В начале нашей беседы ты говорил о свободе, ощущение которой возникло в постперестроечный период. А как сейчас ты чувствуешь атмосферу времени? Есть чем дышать художнику?

Константин: Все как будто разом озверин приняли.

ЯТЫОН: Даже в среде творческой, твоей?

Константин: В какой творческой среде?

ЯТЫОН: Э-э-э… в городе, в стране? Ну там в «тусовке» или круге друзей-музыкантов, художников?

Константин: Меня там нет.

ЯТЫОН: Давай теперь наш традиционный «блиц» — короткие вопросы и твои короткие ответы. Итак, кто любимый режиссер?

Константин: Много разных.

ЯТЫОН: Что важней — картинка или идея?

Константин: Важней конечный результат.

ЯТЫОН: Фильм без музыки — это допустимо?

Константин: Некоторые вообще считают, что музыка мешает кино.

ЯТЫОН: Кино может делать любой человек?

Константин: На мой взгляд, да.

ЯТЫОН: Бог есть?

Константин: А как без Него-то?

ЯТЫОН: Актеры глупы? Или это миф?

Константин: Я вообще не считаю людей глупее себя. Надо просто найти всем нужное применение.

ЯТЫОН: С чего начинать учиться снимать кино?

Константин: Снимай на телефон, пробуй, экспериментируй.

ЯТЫОН: В фестивалях и конкурсах стоит участвовать?

Константин: Стоит, но я не участвую 🙂

ЯТЫОН: Реклама — искусство?

Константин: По ситуации.

ЯТЫОН: «Броненосец Потемкин» пересматриваешь? 🙂

Константин: В 2008 году последний раз смотрел 🙂

Использовано фото Сергея Аринушкина (спасибо ему!)

Еще интересное