Константин Козлов — киношник, клипмейкер, рекламщик. Всю сознательную жизнь экспериментирует с короткометражками — абсурдистскими и философскими, в духе «Параллельного кино».
ЯТЫОН поговорил с Константином о том, как его сгубил рок-н-ролл, о том, что кино может делать любой человек, о том, что появление VHS было шоком и прочих занятных вещах.
ЯТЫОН: Костя, как началось твое личное кино? В то время, когда другие дети увлекались хоккеем там или группой Modern Talking, Константин Козлов чем увлекался?
Константин: Рок-н-ролл сгубил меня 🙂 Ну и у отца была кинокамера. Я начал пробовать снимать и экспериментировать с ней, а спорт на тот момент перестал меня интересовать.
ЯТЫОН: А как связана камера с рок-н-роллом?
Константин: Свобода эксперимента, другой мир — примерно что-то в этом роде. Магия.
ЯТЫОН: Что за камера была? Звук не писала? Какие эксперименты ставил, что снимал?
Константин: Камера называлась «Кварц-3», 8-мм (речь идет о 8-миллиметровой киноплёнке, выпускавшейся для любительского кино — прим. ЯТЫОН). Звук, конечно, не писала.
Вначале меня заинтересовали спецэффекты: взрывы, огонь. Затем увлекся анимацией — плоскими марионетками, пластилином.
ЯТЫОН: Ты учился всему сам или были наставники?
Константин: Сначала до всего доходил сам, у меня было несколько очень полезных книжечек по созданию спецэффектов. Затем, посмотрев на мои увлечения, отец отвел меня в киноклуб (так как спорт я бросил, а ребенку надо было чем-то заниматься, чтоб от рук не отбился) и познакомил с Анатолием Павловичем Мироновым — руководителем пензенского клуба. И вот мы с моим другом и соратником Дмитрием Лыдховым стали его посещать.
ЯТЫОН: Когда ты сделал свое первое кино по-взрослому, и какое оно было?
Константин: После того, как бросил ходить в киноклуб. Мне показалось, что всё, что там делают и чему учат — это не тому и не так (юношеский максимализм). Попалась мне в те времена книжка о Луисе Бунюэле. Прочитав её, мы с моим приятелем Андреем Черкашиным приступили к постановке «Пиковой дамы» в духе параллельного кино и Бунюэля.
И пошло, и поехало — меня было не остановить, вошел во вкус 🙂 Это был первый фильм, на что то похожий. До него много было проб и ошибок.
ЯТЫОН: Эпоха 90-х какая у тебя была? Что снимал? Чем зарабатывал?
Константин: Самая лучшая эпоха — я молод и задорен, море по колено и горы по плечу. Можно зайти куда угодно и снимать, что хочешь (к примеру, мы с киногруппой проникли на кирпичный завод и, не спрашивая ни у кого разрешения, снимали там своё кино).
Снимали всегда на очень глобальные темы — о том, как человек решил изменить мир или о том, как человек изменил мир. В общем, о колодцах желаний и люках счастья.
По поводу работы — я тогда учился в разных учебных заведениях, да и деньги меня не очень интересовали.
ЯТЫОН: Ну а когда деньги заинтересовали? Что стал делать?
Константин: Придумал, как можно зарабатывать своим увлечением. Совершено случайно устроился на работу в контору, которая производила детские напольные игрушки (горки, кубики, всё для детских садов). Им нужен был человек, который мог снимать на камеру их продукцию и делать рекламные фильмы о них — этим человеком стал я.
Потом появилась первая реклама на местных каналах, и я подумал: «вот где можно проявить себя» 🙂
ЯТЫОН: И проявил?
Константин: Напроявлял 🙂 До сих пор этим занимаюсь.
ЯТЫОН: Скажи — когда появилась «цифра» и компьютерные видео-редакторы, что для тебя это было? Для человека, который начинал с пленки?
Константин: Цифра когда появилась, я уже привык и успокоился. Шок у меня был от VHS. Это была дубовая картинка, движения в кадре людей деревянные, проработки перспективы никакой, а про цвет вообще не имеет смысла говорить — короче, ШОК! Снимал для себя только в режиме «строб» на VHS камеру
ЯТЫОН: Как ты начал делать музыкальные клипы?
Константин: Все мои приятели и знакомые в большинстве своем были музыкантами.
ЯТЫОН: Ну и?
Константин: Ну и «давайте клип снимем» — «давай», и побежали вперед и быстрей 🙂 Первым был, по-моему, клип для группы «Глупая девушка».
ЯТЫОН: Вот ты сейчас взрослый, солидный дядя, а продолжаешь баловаться клипами, и фильмами вроде «Следующий». Не уймешься никак, не перебесишься?
Константин: Так прёт. Один раз попробовал и вошел во вкус 🙂
ЯТЫОН: А почему ты не пошел в большое кино, не ломанулся в столицы кинопроизводства?
Константин: Лень.
ЯТЫОН: И всё? Просто лень?
Константин: Не было такой необходимости внутри меня. Я в кино всегда ценил то, что можно сделать минимальными средствами и желательно, не выходя из дома, имея под рукой что найдется.
ЯТЫОН: У тебя есть какая-то личная Золотая Киношная Мечта? Ну там сделать то-то и то-то…
Константин: Если была бы — сделал бы.
ЯТЫОН: То есть ты вообще такой спонтанный чувак — живешь, живешь, а потом бах — пришла идея, и давай сделаем, да?
Константин: Если силы есть, то по чему бы и нет?
ЯТЫОН: Ты говоришь про минимальные средства производства. Это значит, что ты и режиссер, и сценарист, и оператор, и монтажер?
Константин: В общем-то да, но кино или клип или еще что — это командная игра. Команда единомышленников — самое главное.
ЯТЫОН: У тебя постоянная команда — проверенные ребята?
Константин: Нет, мои проверенные ребята — кто в Москвах, а кто за бугром. Из тех, с кем начинал работать.
ЯТЫОН: Теперь каждый раз собираешь новую команду?
Константин: По ситуации. Но без команды никуда.
ЯТЫОН: Слушай — получается, что ты вообще какой-то неправильный киношник: славы не хочешь, планов не имеешь, лезть в производство с большими дядями тебе лень… Это прямо дзен-буддизм какой-то. Или все-таки есть у тебя пресловутые «творческие планы»?
Константин: Не, планов нет. На данный момент — только работа.
ЯТЫОН: В начале нашей беседы ты говорил о свободе, ощущение которой возникло в постперестроечный период. А как сейчас ты чувствуешь атмосферу времени? Есть чем дышать художнику?
Константин: Все как будто разом озверин приняли.
ЯТЫОН: Даже в среде творческой, твоей?
Константин: В какой творческой среде?
ЯТЫОН: Э-э-э… в городе, в стране? Ну там в «тусовке» или круге друзей-музыкантов, художников?
Константин: Меня там нет.
ЯТЫОН: Давай теперь наш традиционный «блиц» — короткие вопросы и твои короткие ответы. Итак, кто любимый режиссер?
Константин: Много разных.
ЯТЫОН: Что важней — картинка или идея?
Константин: Важней конечный результат.
ЯТЫОН: Фильм без музыки — это допустимо?
Константин: Некоторые вообще считают, что музыка мешает кино.
ЯТЫОН: Кино может делать любой человек?
Константин: На мой взгляд, да.
ЯТЫОН: Бог есть?
Константин: А как без Него-то?
ЯТЫОН: Актеры глупы? Или это миф?
Константин: Я вообще не считаю людей глупее себя. Надо просто найти всем нужное применение.
ЯТЫОН: С чего начинать учиться снимать кино?
Константин: Снимай на телефон, пробуй, экспериментируй.
ЯТЫОН: В фестивалях и конкурсах стоит участвовать?
Константин: Стоит, но я не участвую 🙂
ЯТЫОН: Реклама — искусство?
Константин: По ситуации.
ЯТЫОН: «Броненосец Потемкин» пересматриваешь? 🙂
Константин: В 2008 году последний раз смотрел 🙂
Использовано фото Сергея Аринушкина (спасибо ему!)