Гитарный мастер Георгий Когай: первую гитару сделал при помощи одной электродрели

kogai_portreit

Беседуют ЯТЫОН и Георгий Когай – мастер по изготовлению высококлассных электрогитар (Россия, город Пенза). Мы на них играли – качество подтверждаем. И, боже мой, какие они красивые и как классно они звучат!

ЯТЫОН: Скажи, ты ведь начал играть раньше, чем делать гитары? Что вдохновило вообще по струнам ударять?

Георгий: Я поступил в музыкальную школу в возрасте 6-ти лет — по классу классической гитары. Не скрою, для меня Маттео Каркасси в то время был большим наказанием. Хотя сейчас его пьесы, на мой взгляд, лучшее, что можно давать детям. Мне, безусловно, повезло с преподавателями, хотя и они не смогли мне привить любовь к классике.

Музыкальную школу я благополучно бросил, ибо посещал на тот момент хоккей. Ребенку, видите ли, нужно было двигаться :).

ЯТЫОН: А вот когда ты узнал электро?

Георгий: Электрогитару я узнал в старших классах школы. Это был микрофон, засунутый внутрь акустики и включенный в ламповый проигрыватель Rigonda, помнишь такой?

ЯТЫОН: Да-а-а! Таким способом можно было дисторшн делать, да? (дисторшн – это тот самый «роковый» звук гитары, построенный на «ревущих» искажениях, создаваемых при помощи специальных электроприборов – примечание ЯТЫОН).

Георгий: О да!

ЯТЫОН: Как ты понял, что электрогитара — это вот прямо твое, на всю жизнь?

Георгий: Это получилось уже позже. Знаешь, всегда есть сомнения в правильности твоих действий. И вот в какой-то из моих приездов в Москву мы начали сравнивать мой инструмент с фирменным (не буду называть фирму). И когда весь оркестр сказал: «Гош, ну понятно, твоя лучше, а что ж винтики-то совковые?» — я понял, что можно не сомневаться.

ЯТЫОН: Это было в каком году?

Георгий: Это был примерно 2004 год.

kogai1

ЯТЫОН: Как ты вообще начал делать электрогитары? Редкая профессия-то…

Георгий: Ну, инструментов просто раньше не было же вообще никаких… Помню, выменял себе «Урал» на две кассеты Sony. Хотелось себе гитару, чтобы играть. Была такая в городе Пензе мастерская «Gregur». Вот я пришел к ним, мне было 14 лет, сказал, что хочу гитару… На меня с жалостью посмотрели и сказали: «Денег у тебя все равно нет, вот после школы приходи, будешь помогать. Дадим тебе дерево, расскажем, как сделать». Я полгода у них разводил клей :).

ЯТЫОН: А самый первый, полностью свой инструмент, когда сделал?

Георгий: Ну, от начала и до конца — в 2002 году. Такой был «Страт» а-ля Стиви Рей.

ЯТЫОН: А когда у тебя с удовлетворением первый раз купили твой инструмент?

Георгий: Дело в том, что я начинал делать гитары для себя, под свои потребности, я не мог с уверенностью спрогнозировать результат… Я делал себе гитару, играл на ней, и в какой-то момент на каком-нибудь из концертов ко мне подходили и говорили:  «Слушай, что это за гитара, она продается?» А поскольку я уже хотел себе что-нибудь другое, я ее продавал. Удовлетворение было обоюдное ))).

ЯТЫОН: А сейчас ты делаешь на заказ?

Георгий: Да, сейчас я уже могу работать только по предзаказам.

kogai2

ЯТЫОН: Скажи, ты учился мастерству сам или был учитель?

Георгий: Знаешь, в Пензе было два гитарных мастера — Цыганков и Кукаев, кроме той мастерской о которой я упоминал. Я общался и с тем и с другим, очень уважаю обоих, Виктора Тихоновича Цыганкова просто люблю. Но по тем или иным причинам мне никто из них на мои вопросы так и не ответил…

Потом так получилось, что я поехал в Питер на гитарную фабрику, где познакомился с Димой Семеновым, мастером по классическим гитарам — вот его могу назвать своим Гуру. Он не утаивал от меня ничего, попутно развивая во мне интерес к металловедению, химии и т. д.

ЯТЫОН: А был еще в Пензе Аркадий – лежачий инвалид. Не слышал? Делал гитары прямо в постели. А датчики ему мотали какие-то два молодых чувака. Он умер уже.

Георгий: Это как раз и была мастерская «Gregur»… А в Питере я провел почти все лето. Дело, в том, что фабрика переезжала в Пензу, и я как главный специалист должен был изучить процесс изнутри ). Фабрика работала здесь года три или четыре на Часовом заводе. До 2008 года, по-моему.

Она делала самые прозаические акустические гитары, но для меня тогда открылось просто невероятное количество возможностей. Дело в том, что я сделал ВСЮ свою первую гитару, только с помощью электродрели ))). Можешь себе представить мой восторг от работы на фабрике – я был как ребенок в магазине с конфетами.

kogai3

ЯТЫОН: Скажи, дерево — это главное в электрогитаре?

Георгий: Хорошо, встречный вопрос — в женщине главное глаза? )))

ЯТЫОН: Кстати, многие музыканты считают, что гитара – она как бы женского пола. А ты как считаешь?

Георгий: Ну, у меня Страт — однозначно мужыг ).

ЯТЫОН: То есть, у гитар есть свой характер? У каждой?

Георгий: У хороших инструментов безусловно есть свой характер. Половые признаки — дело десятое ).

ЯТЫОН: Сколько времени у тебя уходит на изготовление одного инструмента?

Георгий: От 2-х месяцев до 1 года, в зависимости от сложности проекта.

ЯТЫОН: Мастера рассказывали захватывающие истории о том, как они в 90-е годы искали выдержанное дерево для гитар. Как с деревом сейчас дело обстоит?

Георгий: Поиски хорошего дерева это особый «наркотик». Любой мастер тебе расскажет 2-3 истории приобретения той или иной доски. Это, конечно, зависит от географии жительства мастеров. В Краснодаре, к примеру, с деревом гораздо проще, но московские мастера тоже ухитряются находить кленовые топы 5А :). Сейчас, конечно, с этим не в пример проще, все зависит от бюджета инструмента — я при желании могу достать и Топ 10 (здесь Георгий говорит о марках дерева, которые имеют разные характеристики, вроде прямослойности волокон, рисунка и проч. – примечание ЯТЫОН).

kogai4

ЯТЫОН: Чем для музыканта хорош серийный инструмент. И чем хорош Custom shop инструмент? Какие преимущества у того и у другого?

Георгий: На самом деле серийный инструмент хорош для большего количества людей — он универсально продуман. Custom shop, в свою очередь, это инструмент для одного артиста, под его потребности (если они есть). Это как брендовая одежда и пошив в ателье.

ЯТЫОН: Когда мастер — сам гитарист, у него есть преимущества перед мастерами, которые не играют?

Георгий: Лео Фендер никогда не играл на гитаре…

ЯТЫОН: Каков обобщенный портрет твоего заказчика? Какой это музыкант?

Георгий: За все эти годы я столкнулся с тем, что музыканта нельзя обобщить, все музыканты приходят ко мне в поисках чего-то «своего». Будь то панк или виртуоз — моя задача сделать так, что бы человек показал свое творчество так, как он слышит, так что я не вижу тут обобщений.

ЯТЫОН: Как о тебе узнают новые заказчики?

Георгий: Если честно, не знаю 🙂

ЯТЫОН: Какие мировые гитарные бренды близки лично твоему сердцу?

Георгий: Мне как гитаристу очень нравятся старые Fender, Gibson — это потрясающие инструменты. К сожалению, их качество сейчас сильно упало.

kogai5

ЯТЫОН: Какой инструмент ты мечтаешь сделать? Вот прямо суперцель — есть такая?

Георгий: Да, к новому году как раз постараюсь доделать. Пока не буду забегать вперед — в свое время обязательно выложу результаты трудов.

ЯТЫОН: И это ты Мечту свою сделаешь?

Георгий: На данный момент – да :).

Фото Георгия Когая: Дмитрий Ломизов