Поэт-аноним Аль Квотион: поэзия кормит, жить с поэтом — каторга

Аль Квотион. О нем известно, что его зовут Александр, что он родился в Ленинграде в 1983 году и писать стихи начал еще в детстве. Какое-то время Аль Квотион жил в Англии, где учился живописи, скульптуре и изготовлению керамики. В этот период не писал. Затем вернулся в Россию, где снова начал писать, в том числе и прозу. Сейчас живет в Воронеже.

У Аль Квотиона 8000 друзей в сети «ВКонтакте» и 30000 посетителей его страницы в месяц. Единственный бумажный сборник стихов и прозаических миниатюр «Запчасть импровизации» расходится успешно. Стихотворения Аль Квотиона разлетелись по Рунету очень широко – часто без указания авторства.

Настоящего имени поэта в открытых источниках нет. Единственная опубликованная достоверная фотография относится к раннему детскому возрасту. ЯТЫОН не мог пройти мимо этого загадочного персонажа и сделал с ним интервью. (И да — это первое интервью, которое Аль Квотион кому-либо дал).

Аль Квотион

ЯТЫОН: Скажите, почему вот это всё – псевдоним, таинственность?

Аль Квотион: Я подозревал, что будет этот вопрос. ) На самом деле причин много. Первая из них в самом появлении псевдонима. Писал я всю жизнь, но становиться писателем не собирался. Выйдя в Сеть, я обнаружил, что на большинстве сайтов требуется регистрация, и все Александры и Сашки катастрофически заняты.

Сначала придумывал ники, забывал их, потом решил придумать один, которого нет нигде. Так появился Квотион, на деле — это просто случайный набор букв, хоть многие и пытаются искать в нем сакральный смысл. Под этим именем меня узнали первые читатели. В итоге я решил его оставить, дописав Аль — как сокращение от того же Александра.

Уже позже, в творческом становлении у меня появился литературный агент, мы обговорили эту тему и решили оставить псевдоним и анонимность. Это близко мне по характеру, я не любитель публичного внимания в принципе. А общение с читателями сейчас, многие из которых ведут себя, ну, скажем, не очень адекватно, лишь подтверждает для меня правильность выбранной политики.

ЯТЫОН: Поэзия обычно не кормит. Если не секрет, чем зарабатываете дензнаки на хлеб насущный?

Аль Квотион: Поэзией. Потому что поэзия кормит, миф о ее недееспособности придумали люди, которые не смогли добиться заработка на поэзии. Стихи у нас пишет каждый второй сейчас, это огромное число людей, а поэтов мы знаем единицы. Поэтому миф так распространен.

ЯТЫОН: Ваше стихотворение «Поэзия не балаган» — отчасти обличение графомании. А как вы сами для себя поняли, что вы не графоман? Самоанализ? Чья-то квалифицированная оценка со стороны?

Аль Квотион: Все в сумме. Я поэзию изучаю как литературный жанр не один год и довольно внимательно. Есть у меня и критики, разбирающиеся в поэзии, которых я внимательно слушаю, есть во мне и доля критичности по отношению к своим произведениям.

Но на деле поэта от графомана отличает даже не качество написанных стихов. Поэтом автора нарекают люди, читатели. Грань между поэзией и графоманией очень тонка и размыта. Есть откровенно плохие стихи, да. Которые мне присылают в огромном количестве, обычно крупным алым шрифтом, для значимости, обычно по самое не могу напичканные картинками, и обычно — совершенно безграмотные. Потому что такие поэты уже знают, что они гении, они выше рифм, размеров, орфографии и пунктуации русского языка. А я не гений, мне сложно понять поэта, который даже свой язык, свой главный инструмент — презирает и ни во что не ставит.

Это уже не говоря о том, что в таких стихах нет ни идеи, ни логики, ни смысла, есть только нагромождения слов для красоты или изнасилование трех главных тем: любви, осени и Бога. Причем обычно по шаблону, без доли искренности и оригинальности.

Существует такой парадокс: я знаю многих хороших поэтов, это начитанные люди и люди, в себе постоянно сомневающиеся, потому что их окружают Пушкин, Есенин, Ахматова, Бродский, Цветаева, Лермонтов, Блок и многие другие. И есть плохие поэты, которые ничего не читают, ничего не знают, зато уверены в собственной гениальности. Просто потому что им не с чем сравнивать.

Иногда до маразма доходит. Был случай, когда мне написал такой поэт, стихи были ужасные, я ему посоветовал лучше в прозе себя попробовать, потому что с поэзией туго. На что он задал замечательный вопрос «а что такое проза и что такое поэзия?» Но все туда же, мои стихи гениальны. Такие вот дела.

ЯТЫОН: Помню еще в советской школе, на уроке литературы у нас была тема «Поэт о роли поэта и поэзии в жизни». Ну там — «глаголом жечь сердца людей» и т. п. Вопрос: какова она, по-вашему — роль поэта в социуме сейчас, в 2010-х годах, в России?

Аль Квотион: Мне кажется, что роль поэзии для себя каждый определяет сам. Лично для меня роль поэзии — это эмоциональная передача своего времени, со всеми его плюсами и минусами. Не обязательно политический уклад, но обязательно жизнь, какая она есть. И я вижу это во всей поэзии.

Поэты советских времен, современники или более ранние поэты — все они так или иначе отражают свое время. Даже когда пишут про ту же осень. Для многих и многих читателей, опять же, по моему опыту, поэзия зачастую становится источником настроения. Я каждый день получаю просьбы писать о любви и счастье, потому что людям хочется радоваться. Но сам смотрю вокруг и вижу очень мало счастливых людей, и пишу о том, что вижу, а не о том, что хотелось бы видеть.

Аль Квотион

ЯТЫОН: Вот сейчас будет длинный вопрос. Поэт в России — это почти всегда человек, имеющий акцентуацию личности («…находящаяся в пределах нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим» — цитата из «Википедии»). Многими психологами считается, что от акцентуации до расстройства личности — один шаг. Ваши лирические герои — несомненно акцентуированные личности. А вы сами? Как в вашем стихотворении:

«Ты скажешь — пел. А я скажу — болело,
Не за себя, а просто — за людей.
Метель ломала нервы чем-то белым,
И становилось небо тяжелей.
Хотелось кануть, ветром стать, туманом,
Загородиться дымом городским,
Бывал я злым, растрепанным и пьяным,
Но я не знал, что можно быть другим…»

Или нет?

Аль Квотион: «Считается, что от акцентуации до расстройства личности — один шаг». Я уже шагнул, мне терять нечего. ) Помните, как у Есенина? «Друг мой, я очень и очень болен…» А если более серьезно, то делать оценку личности всегда проще со стороны, чем проводить самоанализ. Жизнь покажет, каким я был, потом люди, окружавшие меня, напишут мой психологический портрет. И он будет честнее, чем то, что могу сказать я сам.

ЯТЫОН: У вас был довольно крутой маршрут: Ленинград – Англия — Воронеж. Тысячи молодых людей могли бы воскликнуть: «Ну ПОЧЕМУ он не остался в Англии?» А правда — почему?

Аль Квотион: Все предельно просто, я соскучился по России. В Англии была замечательная жизнь, замечательные люди, я рад, что встретил их. Были балы в старинных замках, был гольф по выходным, были ровные дороги и вежливые улыбки. Но мне не хватало нашей грязи, наших пьяных дураков, нашего ножа у горла. Как у Б. Гребенщикова «мне нож по сердцу там, где хорошо, я дома там, где хреново».

ЯТЫОН: Кстати, в России поэтическая культура и алкогольная субкультура — это частенько сообщающиеся сосуды. Какик у вас отношения с этим коварным веществом — алкоголем?

Аль Квотион: Я не пью совсем, даже по традиции — на праздники. Так что мой роман с алкоголем можно считать неудавшимся. Вероятно, потому что мне и без вспомогательных средств своей дури поэтической в голове хватает. ) Хотя у меня в стихах он регулярно так или иначе появляется, но это взгляд вовне, в людей.

ЯТЫОН: Вопрос не от нас, а от значительной части вашей женской аудитории – вы женаты?

Аль Квотион: Женат. На работе. И это на всю жизнь. А вот женщины нет, моя муза — жизнь. Но для большей части моей женской аудитории могу сказать, что поэт — это только со стороны красиво, в семейной жизни это каторга.

ЯТЫОН: Расшифруйте – почему «каторга»?

Аль Квотион: Потому что я себя знаю, а помимо этого еще биографии поэтов читал. Поэты люди нервные, полубезумные, непостоянные и с бесом в голове. Как и художники. Это в большинстве своем не те люди, которые будут вовремя возвращаться домой, выносить мусор, смотреть вечером кино и ложиться спать в 11 вечера. Возьмите того же Есенина — пьяницу и дебошира, возьмите Рембо, который вообще бросил все и в Африку поехал, возьмите Верлена — любовника Рембо, который детей своих грозился убить. Поэты — люди сложные, люди внутренних конфликтов. И жить с ними сложно. Да и сам я такой же. Когда-то давно, еще совсем мальчишкой я писал:

А я… Что я? Я эти сутки.
Я ночь. Я время расстояний.
Но я не совершенный спутник
Твоих восторженных желаний.
Так, не способный к остановке,
Уже не стану постоянней.
Я вместо кухонной сноровки,
Владею навыком деяний.
Что вовсе не пристало мужу
И любящему семьянину.
Я завяжу мечту потуже
И сотворю коня из глины,
Не плача над своей судьбою.
А из руин былого счастья
Я воссоздам иную Трою
Или совсем другое царство.

ЯТЫОН: У вас довольно большая аудитория только в одной сети «ВКонтакте». Это основная аудитория? Как долго вы ее набирали в качестве поэта и писателя?

Аль Квотион: «ВКонтакте» — это часть аудитории, но далеко не вся. Мои стихи уже давно гуляют по Сети, звучат по радио и, в принципе, самодостаточны и не зависимы от меня. Где-то я даже читал под своим произведением «Аль Квотион — это какой-то мертвый араб, но перевод хороший». И если честно, то я не слежу за статистикой, этим занимается мой агент, так что точно сказать не смогу.

А вот набирал… Я никого не набирал, я из тех редких дураков, которые живут без рекламы. Понимаю, что в наше время логичнее устроить грамотную пиар-кампанию, начать выступать по городам (предложений на проведение творческих вечеров у меня много по всем городам). Но у меня характер нелюдимый, поэтому рост аудитории и все с этим связанное происходит без моего участия.

ЯТЫОН: Посоветуйте российским поэтам — как они могут заработать на жизнь исключительно творчеством?

Аль Квотион: Для начала решить для себя, готовы ли они всю жизнь вложить в творчество без гарантии отдачи. И работать. Литература, поэзия — на самом деле труд, труд тяжелый. Это только вначале кажется, что написать стишок и выложить в сети легко. А дальше… У меня нет рецепта гарантированной известности и популярности, поэта делают люди. А для этого надо людей знать. Недаром классики не раз говорили, что любой писатель — это всегда психолог.

Всегда есть возможность вложить уйму денег, обрасти нужными связями, но переживет ли тебя твое творчество при таком раскладе? Не факт. Лично для себя я выбрал другой путь, во многом более сложный, но мне он кажется честнее.

ЯТЫОН: Другой, честный путь — это какой?

Аль Квотион: Для меня он оказался в том, чтобы заниматься своим делом. Учиться писать, а не пиариться. Изучать людей, узнавать жизнь и учиться, учиться, учиться. Знаю я и тех, кто, наваяв стишок на коленке, уже бегут ему делать рекламу, чтобы каждый услышал о новом поэте. Такое творчество живет недолго, читатели его быстро забывают.

В любом случае, если ты чем-то занимаешься всерьез, вкладывая в это силы, отдача будет рано или поздно. Я писал, когда меня никто не знал, я пишу сейчас, когда поступают различные деловые предложения, и поэзия стала достаточным заработком на жизнь. Мне важнее само творчество, чем популярность. Ведь творчество — инструмент саморазвития не только читателя, но и самого автора. И я не очень верю в поэзию только ради славы и заработка, для меня поэзия это намного больше, это образ мышления, это переосмысление сущего и себя в нем.

6 comments on “Поэт-аноним Аль Квотион: поэзия кормит, жить с поэтом — каторга

  1. Елена Февраль 29, 2016 8:02 дп

    Не восхищать стихами Аль Квотиона невозможно…
    Спасибо Вам за интервью.

  2. Jenni Февраль 14, 2017 12:46 пп

    «Так что мой роман с алкоголем можно считать неудавшимся. Вероятно, потому что мне и без вспомогательных средств своей дури поэтической в голове хватает. ) »

    Хорошая цитата, Александр! Вы уверены, что не знаете Марка Болана? Впрочем, если и нет, то всё равно он мастер на подсказки 😉

  3. Светлана Январь 28, 2018 7:18 пп

    Мужик заврался и запиарился)))) То он бегает по маститым поэтам и плачется что ж они его не любят, то устраивает групповые романы в интернете, то сочиняет о себе загадочные трагические сказки) Был у чувака талант, но он его просрал, разменял свою жизнь и себя на гроши. Сейчас побирается по недалеким интернет теткам, которые охочи до любви, на этом и держится.

    • Татьяна Сентябрь 22, 2019 3:08 пп

      Можно заступлюсь ?! Я — далеко не » тётка » , хотя уже бабушка , кстати , очень этим горжусь , и мне стихи поэта НРАВЯТСЯ . ОЧЕНЬ ! Да , мы — все разные и любим разное … Но я считаю , что каждый имеет право на творчество , тем более , если оно никого не унижает и не оскорбляет ! Поэтому , лично для меня , Ваше творчество имеет право БЫТЬ ! Пишите , и никого не слушайте ! Спасибо ! Простое человеческое спасибо !

  4. Игорь Июнь 8, 2018 3:08 пп

    Сдулся Квотион, лопнул как мыльный пузырь. Мечется то по бабам, то по мужикам, заигрывает, позирует, плачется, а за душой ноль. Растрепал он все способности за дешёвую популярность. Пишет про пустоту и блядей из бара. Чему может научить такая поэзия? Тому что если просрать свою жизнь, но плакаться об этом красиво и каждому встречному, то это уже не крах личности, а пиар и гламурные страдания?

  5. Astromeowt Июль 26, 2018 7:58 дп

    Если честно, ваша проза ещё тянет на личный блог, но до книги не дотягивает. Это же графомания в чистом виде. Много витиеватых фраз, но мало смысла. Заказывала эту книгу. Читается, как чей-то блог с личными зарисовками. Какие-то обрывочные миниатюры, никак не связанные между собой. Несущие в себе мало сюжета. Размазанные и пустые, но зато завёрнутые в красивую и яркую обёртку вычурных словосочетаний. Непонятно, кто пишет, о ком пишет, для кого пишет, какую мораль хочет донести. Для книги слишком мутно. Слишком. Извините, но не каждый человек, которому удалось напечатать свою книжку, может называться писателем.

Ваш комментарий на Светлана Отменить ответ

Е-mail не публикуется.

Вы можете использовать следующие HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>